image

Почему цены в калужских магазинах невозможно контролировать

Экономика
16:50

Заморозка цен продекларирована сетевыми магазинами или действует в реальности? Этот вопрос среди прочих стоял перед   народными контролёрами, которые свой очередной рейд провели в калужском магазине «Дикси», что расположен на улице Ленина.

Напомним, что традиционно в ценовом мониторинге в рамках проекта партии «Единая Россия» участвуют депутат Законодательного Собрания, региональный координатор проекта «Народны контроль» Александр Гречанинов; заместитель руководителя РИК ВПП «Единая Россия», помощник депутата Законодательного Собрания  Людмила Сусова и представители общественности. Участники проекта проводят рейды проверки на ярмарках выходного дня и в сетевых магазинах,  проводят анализ стоимости продуктов. Особое внимание уделяется ассортименту и стоимости региональных продуктов, замещающих импортные товары, запрещенные к ввозу на территорию РФ.

Ассортимент магазина не вызвал никаких нареканий. Судя по наполненности посетителями, было понятно, что он пользуется популярностью. В эти утренние часы покупатели в основном пенсионеры. Они неспешно приценивались к продуктам, внимательно изучали  срок их годности. Но все в один голос говорили о высокой цене. Пожилые люди вынуждены ходить из магазина в магазин для того, чтобы среди изобилия продуктов найти то, что подешевле.

Помощником в том, чтобы быстро сориентировать покупателя в наиболее приемлемом по цене продукте, должны стать желтые ценники. Такова рекомендация регионального правительства. Желтый ценник указывает на то, что это социальный продукт и наценка на него должна быть минимальной - не более 10 процентов. Кроме того, сетевики брали на себя (сами!) обязательства заморозить на несколько месяцев цену на продукты первой необходимости.

Желтые ценники народные контролеры увидели по всему магазину. Но означают ли они, что товар с минимальной наценкой? Действительно ли стоимость заморожена с февраля, как это было обещано? Это понять рядовому покупателю невозможно, как невозможно узнать наценку на продукты. Дирекция магазина не предоставляет таких данных, требует отправить письменный запрос в московский офис.  Всё зашифровано, непрозрачно. В этом беда сетевых магазинов, ведь их прямое  руководство находится в других городах. Калужские торговые точки лишь исполняют распоряжения, не являясь самостоятельными управленцами. И цену сами не устанавливают, и  порядки тоже.

Поэтому вся «желтизна», которая обильно разбросана по всем полкам магазина, выглядит формальным выполнением требований на замораживание цены и на минимальную наценку социально значимых  продуктов. А акция сетевиков - обычным пиаром. Пока сложилось такое мнение.

Из сетевого магазина народные контролеры отправились в маленький розничный, который сам устанавливает цены и сам на своё усмотрение закупает продукты для реализации. Выбор пал на торговую точку под названием "Молочное царство". Но и в этом  «царстве», несмотря на его свободу от иногородних руководителей,  не всё оказалось в соответствии с рекомендациями регионального правительства.

- В наших рейдах мы говорим торговым работникам о соблюдении законодательства, - прокомментировала итоги Людмила Сусова. - Подвижки в лучшую сторону есть. Но в то же время повлиять на местное руководство сетевых магазинов мы не можем, поскольку они не несут ответственности за ценообразование. Иными словами, выполнять законодательство Калужской области они не вправе согласно своему корпоративному внутреннему уставу, ведь их прямое начальство находится за пределами нашего региона.

Спрашиваем, а действительно ли наценка на социально значимый товар равна 10 процентам? Подтвердить это документально нам не могут. Не знает покупатель и то, какой изначально была стоимость продуктов из списка «замороженных цен» и какой стала сейчас по факту. Всё это вводит его в заблуждение. А дирекция магазина не может дать никакого пояснения.

В маленьком розничном магазине тоже не исполняется распоряжение губернатора. У них нет перечня социально значимых товаров, нет желтых ценников, которые обозначают, что на товар произведена минимальная наценка. Хотя на словах нам сказали, что такая существует. Проверили. Оказалось 15 процентов. Кроме того, в этом магазине продавали продукты, запрещенные к продаже согласно эмбарго. Это сыры из Польши, Литвы и Латвии. Сертификаты на сыры и колбасу отсутствовали.

После проверок мы  постоянно обращаемся в Управление Роспотребнадзора для того, чтобы они приняли меры в соответствии со своими полномочиями. Но ни на одно наше обращение не получили ответа. Хотя такие же заявки идут к ним не только из Калуги, но и из районов области. По итогам рейда по всем обозначенным нарушениям мы подготовим заявления в контролирующие органы.  Обратимся в министерство конкурентной политики и антимонопольный комитет.

Автор: Капиталина Коробова.