back b

Будущая пенсия калужского мэра заинтересовала прокуратуру

Закон
17:08
4 218 просмотров

Для того, чтобы получать повышенную пенсию, не обязательно быть федеральным чиновником, военным с большой выслугой лет или ветераном войны. Достаточно проработать год-другой мэром некоторых российских городов, выяснили эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», изучив законы, согласно которым определяется пенсия градоначальников. Мэры некоторых городов России назначают себе не только завышенную зарплату, но и, желая жить безбедно в старости за государственный счет, выписывают себе пенсии по несколько сотен тысяч рублей в месяц. При этом качество их работы на формирование размера пенсий, достигающих шестизначных цифр в месяц, никак не влияет. В ОНФ считают, что практика установления завышенных пенсий высокопоставленным муниципальным чиновникам требует серьезной корректировки.

В федеральном законодательстве относительно пенсий муниципальных чиновников имеются только общие положения. Все конкретные показатели устанавливаются регионами и муниципальными образованиями. В настоящее время расходы на финансирование доплат к пенсии несут региональные (для госслужащих субъекта) и муниципальные (для муниципальных чиновников) бюджеты. Есть и исключения: в Барнауле и Томске пенсии руководству муниципалитетов оплачивает регион.

Как пишут «Известия», проанализировав муниципальное законодательство, эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснили, что излишне благосклонный порядок начисления пенсий действует как минимум в 23 российских регионах из исследованных 83 (в выборку не попали Крым и Севастополь). Так, согласно материалам рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», глава Воронежа, выйдя на пенсию, сможет получать до 320 тыс. руб., мэр Улан-Удэ – до 260 тыс. руб. в месяц, глава администрации Ханты-Мансийска – до 248 тыс. руб., мэр Новосибирска – до 245 тыс. руб. И этом при том что средние пенсии в перечисленных регионах не превышают 20 тыс. руб

Особое внимание экспертов ОНФ привлекли города Улан-Удэ, Калуга, Брянск, Вологда, Воронеж, Ростов-на Дону, Киров, Чита, Черкесск, Нальчик, Элиста и Ханты-Мансийск, Абакан, Якутск, Салехард, Тверь, Горно-Алтайск, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград, Иваново, Кемерово, Барнаул. Во всех перечисленных городах их главы могут рассчитывать на повышенную пенсию, если проработают более года на должности. Уже через 365 дней повышенная пенсия, согласно местному законодательству, полагается главам Калуги, Вологды, Нальчика, Элисты, Читы, Якутска, Твери, Екатеринбурга, Кемерово, Волгограда, а также Воронежа. Мэрам Брянска, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Абакана, Новосибирска потребуется для обеспечения безбедной старости три года работы на месте главы города, а руководителям Кирова, Барнаула, Салехарда и Иваново – весь срок избрания.

Еще один сомнительный способ установления повышенной пенсии для мэров городов выявлен в Калуге, Кирове и Брянске, где трудовая пенсия лиц, замещающих муниципальные должности, выплачивается им наряду с пенсией муниципальной. Так, в Калуге предусмотренная местным законодательством социальная надбавка дополнительно к пенсии чиновников составляет 20–60% от ежемесячного денежного содержания. Если взять за основу данные о доходах за 2014 г., то руководитель местного самоуправления Калуги, как и глава горадминистрации, наряду со своей основной пенсией (средняя по региону – 10 976 руб.) смогут получать прибавку порядка 30–70 тыс. руб. ежемесячно.

Причем существующий порядок не гарантирует, что в будущем доходы чиновников, а следовательно, и их пенсионные надбавки сильно не вырастут.

В качестве положительного примера эксперты отмечают опыт назначения пенсионных доплат в городе Белгороде. Там были установлены требования по продолжительности работы чиновников в регионе, а размер пенсии привязан к средней заработной плате обычных граждан. Во всех остальных проанализированных экспертами ОНФ регионах расчет пенсии чиновников, как правило, производится на основании нескольких окладов (составляет обычно меньшую часть зарплаты).

«Анализ дает основания полагать, что правила, установленные в Брянской, Калужской, Воронежской областях, Республике Бурятия и иных городах, попавших в поле зрения активистов Народного фронта, могут нарушать принцип соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, установленный Федеральным законом «О муниципальной службе». А в ряде случаев, учитывая ситуацию, выявленную нашими журналистами в Улан-Удэ, с незаконным установлением главой города себе зарплаты по своему аппетиту может противоречить не только духу, ни и букве закона. Мы обратимся к Генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой провести проверку и дать оценку на соответствие законодательству Российской Федерации муниципальных актов, которыми установлен, по нашему мнению, излишне благосклонный порядок расчета пенсии за выслугу лет для муниципальных чиновников», – говорит сопредседетель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева.

Ситуацию, когда муниципальные чиновники, пробыв всего один год в своей должности, получают такие завышенные пенсии, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Валерий Трапезников считает ненормальной. «Я внимательно изучил все документы, которые приходят из субъектов, и считаю, что в регионах с такими завышенными пенсиями переборщили. Нередко мэры городов не просиживают в регионах и полсрока, при этом уходят, нанося серьезные последствия для муниципального хозяйства. Но при этом обеспечивая себе безбедную старость! – отметил Валерий Трапезников. – И даже при успешной работе они не должны получать таких завышенных пенсий. Ситуацию с предоставлением высшим муниципальным служащим повышенных пенсий нужно ввести в единые типовые рамки, как это сделано для федеральных госслужащих».

Трапезников считает, что необходимо привлечь внимание к этой проблеме, поскольку здесь идет речь об экономии муниципальных бюджетов, так нуждающихся сейчас в средствах.