back b
image

Через десять лет Калуга превратится в большой рынок

Общество
18:26
Через десять лет Калуга превратится в большой рынок

Калуга – город купеческий. На старинных фотографиях запечатлены торговые лавочки, самодельные аляповатые вывески и дородные бородатые мужики, чинно прохаживающиеся между рядами. С тех пор прошло уже полторы сотни лет, а у нас ничего не изменилось. Разве что купцы наряды сменили, а в их телегах стало больше «лошадей». Да и саму торговлю, стыдливо скрывающую свое мещанское прошлое, все старательнее «причесывают» под цивилизованного европейского собрата.

Чем больше, тем лучше

Результатом труда очумелых ручек «брадобреев» стало изменение исторического облика Калуги до неузнаваемости. За какие-то двадцать-тридцать лет облик города украсили многочисленный торговые центры, выросшие из ниоткуда как грибы после дождя.

Теперь практически на каждом перекрестке высятся массивные строения, главная забота которых  - удовлетворить по максимуму потребности калужан в хлебе и зрелищах.

Сама концепция создания торговых центров, в принципе, обоснована со всех точек зрения: и с экономической, и с социальной, и даже с культурной. Как правило, покупатели выбирают ТЦ по трем причинам: удобно, доступно и интересно. Но удачный опыт европейских маркетологов в Калуге, как, впрочем, и повсеместно в России, преломился в кривом зеркале.

«Калуга – город-лидер, успешно развивающийся и инвестиционно привлекательный», - эти слова уже прочно въелись в подкорку, и скоро в них поверят самые отъявленные скептики. А если так, то в цивилизованном городе и торговля должна выйти на современный уровень, присущий всем передовым странам. В переводе на гиперболизированный калужский язык это, видимо, звучало как лозунг советских времен: «Хотим торговых центров, чем больше, тем лучше». Хотя создается впечатление, что сначала просто строили (почуяв веяние времени), а теоретическую базу «подогнали» уже постфактум: надо же сейчас как-то оправдывать вольную работу каменщиков. Городские власти же говорят, что возведение каждого торгового центра в мельчайших деталях обсуждалось на советах по архитектуре и градостроительству. Тут невольно задумываешься, то ли у местного ареопага хроническая близорукость, то ли…

Ну нельзя каждый свободный клочок земли приносить в жертву мамоне. Неразумно, негуманно, неэстетично, неудобно и еще много всяких «не».

К тому же, бесконечные пробки на центральных улицах говорят сами за себя: при проектировании ТЦ и магазинов улично-дорожная сеть почему-то рассматривается как «дополнительное» парковочное место. Об архитектурной ценности «Рио» или «ХХI века» говорить вообще не стоит, а ассортимент "бутиковых" шмоток и цены на китайский ширпотреб вгоняют в депрессию даже неискушенного шопоголика. Тот же рынок, только в разы дороже. 

Но так, видимо, думают не все. Как показало анкетирование, проведенное в ТЦ, калужанам эти заведения очень нравятся и они с удовольствием туда ходят. Более того, маркетинговое исследование одной известной московской компании показало, что при столь стремительных темпах развития города, торговых центров, кафе и ресторанов, напротив, катастрофически не хватает.

Синьор-помидор в осаде

Успокаивает одно: в центре не осталось не занятых земельных участков, поэтому для строительства очередных ТЦ, ТРЦ и ТОЦ потребуется «подвигать» соседей (благо, много у нас в городе бесхозных памятников архитектуры, подобных дому Толмачевых), а также осваивать новые пространства, поближе к спальным районам, где планируется создание продовольственных ярмарок: крытых комплексов, в которых можно будет купить свежие продукты местных производителей и товары первой необходимости. Подобный объект в скором времени появится в мкр. Кубяка.

В других местах, находящихся ближе к центру, продолжится борьба с устаревшими палаточными городками. Что ж, инициатива хорошая, но хочется, чтобы на месте снесенных торговых рядов все же появились удобные мини-рынки.

Но этого опять-таки никто не гарантирует: например, на конечной остановке 5 и 12 троллейбусов до сих пор пустырь, а люди уже почти два года довольствуются огурцами и яблоками из «Магнитов». «По чистой случайности» конкурс на строительство два раза выигрывали «левые» компании, которые сразу после торгов исчезали. Думается, при таком подходе сетевые магазины все же увеличат свою выручку.

 

Жителям главных улиц за картошкой и помидорами придется ходить на рынок (его все же оставят на прежнем месте, перестроят и превратят в ТЦ с плодово-овощным уклоном). Размещать же в центре города маленькие продовольственные магазины – нерентабельно. В качестве доказательства этого утверждения городские власти приводят печально известный магазин «Росинка»: лепить «итальянскую» пиццу оказалось выгоднее, чем продавать квашенную капусту. Хотя многие калужане недоумевают: как мог обанкротиться магазин, в котором всегда стояли длинные очереди в кассу?

Продано!

При всей невнятности градостроительной концепции ясно одно: центр города через десять-пятнадцать лет должен превратиться в один большой магазин с кафетерием (для ценителей жесткой реальности - рынок с закусочной). 

Что бы ни говорили про мировой опыт и модернизацию, такой подход окончательно сравняет и без того еле различимый профиль Калуги, сделав ее типовым безликим сити.

Но, как сказал недавно один небезызвестный чиновник из городской управы, «все, что делает власть – на благо города». Видимо, и через триста лет в купеческом городе ничего не изменится: глаголы «продать» и «купить» по-прежнему будут главными в лексиконе людей, живущих по принципам «базарной» экономики.