back b
image

В Калуге построят Дом новой культуры

Общество
14:20
В Калуге построят Дом новой культуры

Из курса биологии мы знаем, что ДНК – удивительная молекула, в которой, как в матрице, спрятана информация о генах. Это первый и главный кирпичик, из которого потом вырастает целый дом. Однако теперь известная аббревиатура будет расшифровываться по-другому. По крайней мере, в Калужской области.

Причиной тому стало не глобальное открытие, перевернувшее с ног на голову научное сообщество, а событие в  масштабах нашего города действительно сравнимое с взрывом сверхновой звезды. И даже не одной. Зажигаться новые светила будут не в далеких галактиках, а у нас под боком. Если конкретнее – рядом с парком Циолковского, на месте заброшенной воинской части. Спору нет, развалившиеся деревянные бараки – не самые лучшие соседи для музея космонавтики, символизирующего стремление к неизведанным мирам. Но в скором времени унылая картина раскрасится жизнеутверждающими цветами, потому что на пустыре возведут не очередной торговый комплекс, а Дом новой культуры, сокращенно – ДНК. Идеологи проекта уверены, что ДНК станет средоточием современного искусства, откуда оное начнет распространяться по городам и весям. Как видим, у такой «молекулы» принцип работы почти биологический: собрать все лучшее, приумножить и передать последующим поколениям.

С тем, что это начинание из разряда добрых, поспорить трудно. Наконец-то услышаны голоса местных художников, поэтов и музыкантов, твердящих, что культурная жизнь вдали от двух столиц похожа на мертвое болото. И услышаны не слесарем дядей Васей, а в самом Кремле. Подчеркнем, инициатива создания ДНК-центров – федеральная, оно и понятно: меценатство и спонсорство, к сожалению, у нас не в почете. Поэтому без поддержки вышестоящих вывести современное искусство из темного и пыльного угла было бы сложно. Амбициозный проект призван стать ни много ни мало «нашим ответом Гуггенхайму». Пилотные ДНК будут открыты в трех городах: Первоуральске, Владивостоке и Калуге, и если начинание окажется успешным, то подобный опыт распространят по всей России.

Кураторы проекта с начала года ищут сподвижников в Калуге. Благо, талантливыми людьми наш город не обделен. Несмотря на зимние морозы, «муравейник» ожил и закопошился. Желающих помочь в создании ДНК оказалось немало, и каждый, кто приходил со своей идеей или оригинальным предложением, был встречен с энтузиазмом.

Разговоры разговорами, но калужанам все же хочется получить не очередной фантастический «прожект», а увидеть воочию (или еще лучше - потрогать), как эфемерный образ будет воплощен в реальность. Честно говоря, посулы о создании райского уголка в нашей губернии выглядят слишком похожими на сказку. В доказательство всей серьезности намерений 15 марта Калужскую область посетила делегация из Москвы во главе с заместителем Председателя Правительства Владиславом Сурковым и Министром культуры Владимиром Мединским. Столичные гости приняли участие в представлении концепции Дома новой культуры.

В музей космонавтики, где и происходило действо, публика начала собираться к указанному времени. Узнать из первых уст, что же за чудо-теремок собираются возвести в Калуге, пришли не только журналисты и интеллигенция в хитроумно завязанных шарфах, но и те, ради кого весь этот шум поднимается: молодые, неординарные, с горящими глазами… Только выглядели  они растерянными и явно недоумевали, собственно ради чего их пригласили на сухое официальное мероприятие.

Свет на происходящее проливала информация с демонстрационных стендов, где в пышных фразах  рассказывалось о прелестях центров современной культуры. В качестве примеров были представлены европейские и американские музеи, отличающиеся замысловатыми архитектурными решениями. Но как ни старался пытливый взгляд, найти среди многообразия рисунков проект калужского ДНК не удалось. Впрочем, никто и не обещал: презентация концепции домов новой культуры и конкретное строение в Калуге – вещи разные. Будем надеяться, что московские архитекторы все же успеют сделать макет до того, как выроют котлован и начнут забивать сваи.

Ожидание высоких гостей затянулось на долгих два часа, и народ от нечего делать наконец-то обратил внимание на работы калужских художников, являющих собой образцы загадочного «современного искусства». Результат созерцания железных листов со своеобразной «перфорацией» и планшетов в черно-бело-оранжевых тонах отражался на лице, озадаченном или, напротив, подчеркнуто серьезном. Каждый стремился высказать предположение, что же изображено на картине, но после двух-трех попыток многие сдавались и перешептывались, что «без бутылки тут не разберешься». Впрочем, обращаться к помощи «живой воды» в данном случае было излишним. Молодые художники, Алексей Васильев и Владимир Марин, были открыты для общения, но у нас не принято показывать себя несведущим человеком, да еще перед незнакомыми людьми. Словом, диалог с культурным братством почему-то не клеился. То ли на разных языках говорили, то ли боязнь новизны снова взяла верх.

В отличие от местной публики кремлевское руководство проявило нешуточный интерес к творениям Владимира Марина. Владислав Сурков, осмотрев экспозицию, дал поручение купить одну из работ калужского дарования. Помимо известных политиков, в длинном шлейфе делегатов числились предприниматель Александр Мамут (участвовавший в создании московской «Стрелки») и почти калужский архитектор Николай Полисский (известный по Никола-Ленивцу) .

Если верить участникам презентации, калужский ДНК обещает стать поистине уникальным местом, где будет все для проведения культурных мероприятий и занятий творчеством: трансформируемые залы для разных видов искусств, творческие мастерские с современным оборудованием, кафе с открытой террасой, спортивные площадки. Дом новой культуры претендует на «кардинальное изменение существующего культурного кода и иное прочтение цивилизационного контекста».

ДНК-центр будет построен к 2015 году, но его работа начнется вближайшее время. Екатерина Гиршина, куратор калужского проекта, рассказала, что в нашем городе внимание сконцентрируется на пяти направлениях, и поделилась планами на предстоящий год. Май пройдетпод эгидой кино: все внимание будет сфокусировано на формате Webdoc, объединяющем аудио, видео, инфографику и текст. Планируется также проведение кинофестиваля, который познакомит горожан с новыми тенденциями в мире кино. В июле центр действия начнет перемещение к месту строительства ДНК, и особое внимание будет посвящено медиа-искусству, в котором зритель становится соавтором художника. Первый месяц осени будет посвящен стрит-арту – тому, что рождается на улице и составляет основу повседневной культуры (граффити, народный театр). Разговор об искусстве в контексте науки пройдет в октябре: откроется «научное кафе», где ученые будут не только рассказывать о достижениях науки, показывать опыты, но и делать совместные проекты с художниками. Не правда ли, есть на что сходить хотя бы из любопытства?

Но радость от происходящего не могла заглушить одного из самых каверзных вопросов: почему ДНК будут строить именно в Калуге? «Исчерпывающий» ответ с полушутливой прямотой, свойственной чиновнику «новой формации», дал Владислав Сурков: «Во-первых, потому что Артамонов, а во-вторых, потому что Полисский». Впрочем, отсылки к стандартному «суповому набору» из успешной инвестиционной политики и стабильной экономики не удивительны. Здоровый прагматизм превыше всего, так как на голодный желудок о музе не думается. Но и материальное благополучие не спасает от искушений, о которых Сурков не забыл предупредить: «Главное, чтобы co-working не превратился в co-eating, co-drinking и co-sleeping». По словам заместителя Председателя Правительства ДНК будет нести высокую миссию и станет местом, где возможность творить получит непонятое меньшинство, и даже образно назвал его «Домом меньшинств». А это, согласитесь, особенно важно для молодых людей, которые могут либо сломаться в начале пути, либо получить серьезный импульс для самореализации и творческого развития.

Нести современную культуру в массы – таков девиз ДНК-центров. Но главное, чтобы стена неприятия между публикой, еще не готовой к восприятию технологичных инсталляций и эпатажных перфомансов, и самими художниками была, наконец-то, сломана.