back b
image

Интервью с Олегом Акимовым - организатором международного фестиваля "Мир гитары"

Общество
16:07
Интервью с Олегом Акимовым - организатором международного фестиваля "Мир гитары"

Прекрасный музыкант, организатор и идейный вдохновитель фестивалей «Мир гитары», «Летний джем» и просто хороший человек. Без его деятельного участия «Калуга космическая» никогда не стала бы «Калугой гитарной», а мы не услышали бы всемирно известных виртуозов. Знакомьтесь, Олег Акимов.

Олег, расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы, музыкант по призванию и по профессии, вдруг решили заняться организацией концертов?

Что уж тут удивляться, было сложное время – девяностые годы. Культура пришла вупадок, и нас, музыкантов оркестра областной филармонии, просто поставили перед фактом: «Хотите получать зарплату – организовывайте концерты сами себе». А жить хотелось, вот и пришлось «вертеться», у нас не было другого выбора. Так я начал делать первые шаги в концертном менеджменте.

Сложно, наверное, было, сразу перейти из музыкантов в антрепренеры?

Конечно, непросто. Поначалу мы обращались в те места, где уже выступали с концертами: школы, предприятия, дома отдыха. Постепенно круг стал расширяться, появлялись знакомые, которые давали рекомендации. Не скрою, воспринимали нас по-разному. Вообще-то человек в такой ситуации выглядит очень комично. Одно дело – «продать» кого-то другого, а здесь приходилось рекламировать самого себя: «Посмотрите, какой я хороший, я так замечательно играю». Поэтому я и начал заниматься организацией концертов своих друзей, как из Калуги, так и из Москвы. В основном, это были камерные коллективы (трио, квартеты), в которых я являлся всего лишь одним из участников. В этот тяжелый период многие ушли из профессии, но находились и те, кто, проявив стойкость характера, остался преданным своему делу. Мы были молоды, полны сил и энтузиазма – что, наверное, и помогло нам не сдаться.

Понятно, что работать с российскими музыкантами было проще, но международный фестиваль – это совсем другой уровень...

До крупных проектов у меня уже был небольшой опыт работы с зарубежными исполнителями.Раньше было модным приглашать любительские коллективы из Германии, Швейцарии. Но это все сродни самодеятельной работе. Сейчас, конечно, мы уже работаем на другом уровне. А задумка «Мира гитары» родилась сама собой. Еще будучи студентом я ездил по музыкальным фестивалям - тогда «гитарное движение» было очень популярным. И мы решили сделать нечто подобное в Калужской области и, конечно, не могли представить, что проект обретет такой размах. Первый фестиваль длился всего один день и проводился в музыкальной школе. Выступали калужские музыканты, приехали несколько исполнителей из Москвы и Обнинска. Затем к нам стали приезжать иностранцы, но это были не коммерческие партнеры, а, в первую очередь, друзья, с которыми я познакомился на различных концертах. Когда же пятый фестиваль посетил сам Эл Ди Миола, гитарист с мировым именем, отношение к «Миру гитары» изменилось, и статус его стал гораздо выше. Мы с головой погрузились в эту воду с ведением переговоров, выполнением райдеров и многими другими тонкостями. Я не хвастаюсь, но сейчас мы стали крупнейшим фестивалем, которому нет конкурентов! Да, проводится нечто подобное в Москве и за Уралом, но они не сравнятся с нами ни по уровню звезд, ни по стилистике.

В чем же заключается особенность стилистики «Мира гитары»?

Обычно гитарные фестивали организуются по двум направлениям: классическая гитара, иногда – семиструнка, и немного фламенко. Мы отошли от традиционного подхода, поэтому на сцене звучат и латинские ритмы, и старинная музыка, и современные стили, кантри, романсы, джаз, рок. Поэтому не стоит воспринимать наш фестиваль как мероприятие исключительно для эстетов. Но самое главное - каждый фестиваль имеет свою идею, свою изюминку. Например, у нас был концерт «Леди – гитара», когда играли одни девушки. В крупных столицах подобные события растворяются, становятся незаметными. Безусловно, в провинции легче, так как здесь все острее ощущается. Ведь фестиваль – большой праздник, радостное событие не только для музыкантов, но и для жителей. Мы даем людям возможность приобщиться к культуре мирового уровня. Причем для гитаристов задается достаточно высокая планка: они играют ту же программу, что и в залах Европы. И, признаюсь, я слышал отзывы, что попасть на Мир гитары – большая честь для музыканта, поэтому сейчас мы получаем много писем от исполнителей, желающих приехать в Калугу.

Наверное, трудно выбрать из сотен заявок наиболее достойных музыкантов?

Я сам музыкант и уже имею какие-то представления о том, с какими критериями нужно подходить к музыке и кого из исполнителей хотелось бы пригласить. Прислушиваюсь к советам друзей, часто открывающих мне новые имена. Отрадно, что сейчас появляется много талантливых и достойных исполнителей. Меня спросили однажды: «Кто же приедет в следующий раз, если сегодня выступили лучшие гитаристы мира?» Я ответил, что и в следующий раз приедут лучшие гитаристы мира. Потому что процесс рождения новых звезд не прекращается! Многие из музыкантов участвовали в фестивале несколько раз и уже полюбились калужанам, такие как Иван Смирнов, Дмитрий Илларионов. Сейчас только ленивый не называет свой фестиваль международным: пригласят исполнителей из Белоруссии и Украины – вот тебе и иностранцы. У нас же действительно международный фестиваль, к нам приезжали участники из 33 стран! Мы не пускаем пыль в глаза, поэтому и считаемся одними из лучших. И приезжают не ремесленники, а настоящие музыканты, составляющие гордость своей страны.  

Но наверняка фестивали не обходятся и без курьезных ситуаций?

Разумеется, случаются и курьезы. Мы путали воздушные гавани, встречая музыкантов не в тех аэропортах, магическим образом исчезали билеты. На прошлом концерте один из музыкантов Доминика Миллера отправился в один город, а его гитара – в другой. А пять лет назад на фестиваль приехал Френсис Гойя и в благодарность за радушный прием решил сыграть пару композиций. Открывает чемодан, а там не его вещи! Пришлось на следующее утро ехать в аэропорт, хорошо, что успели прямо к выступлению. В общем, всякое бывает, но музыканты относятся к таким недоразумениям философски.

Олег, Вам довелось общаться с отечественными и зарубежными музыкантами, есть ли у них какая-то разница в манере исполнения?

Знаете, когда музыкант достигает определенного уровня, разницы в качестве исполнения не существует. Единственное, к своему делу иностранцы относятся по-другому - гораздо серьезнее и с полной отдачей. Для них игра на гитаре – полноценная работа, где не должно быть срывов и перебоев. Если же говорить о стилистике, то, конечно, сильна и национальная составляющая. Многие исполняют фламенко, но никто не может превзойти испанцев! На предстоящий фестиваль приедут музыканты из 19 стран: Германии, Португалии, Венгрии, Уругвая… Почти все они будут впервые не только в Калуге, но и вообще в России. Поэтому мы стремимся создать добрую ауру, ведь от нашего гостеприимства будет складываться впечатление обо всей стране. И тогда музыкант будет уезжать не с ощущением отработанных денег, а с теплыми воспоминаниями.

А случалось ли, что публика холодно принимала исполнителя?

Безусловно, каждому музыканту приятно играть, когда идет отдача от публики. И не было случая, когда зал не принимал музыку. В большинстве своем люди знают, на что идут. Потому и составляется программа, что называется, на любой вкус. Мы не занимаемся выгодными коммерческими проектами наподобие Ваенги и Стаса Михайлова. Наш профиль - это серьезная классика или старинная музыка. Весной впервые в Россию приезжал оркестр из Южной Кореи, а в октябре в Калуге играли Высокую мессу Баха - выступали солисты из Австрии, Германии, Чехии. Мы сотрудничаем с другими городами, например, в этом году на один концерт «Мир гитары» переедет в Тулу. «Летний Джем», проходящий во дворике Краеведческого музея, и «Декабрьский ангажемент» - фестивали разных стилей и направлений. Если получится, в скором времени мы сможем исполнить «Музыку на воде» Генделя. Особенность этого произведения в  том, что оно действительно исполняется на воде: прудах или озерах. Впервые три сюиты прозвучали во время прогулки Георга I по Темзе. Возле королевской барки находился плот с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разнообразных инструментах. Нам хотелось бы воссоздать оригинальное звучание шедевров.

Но находятся ли поклонники у такой музыки, востребована ли она?

Да, конечно! Например,  на мессу Баха люди даже спрашивали лишний билетик. Понятно, что зрелищное действо с большим числом музыкантов или известные произведения всегда будут популярны. У каждого стиля музыки есть свои поклонники. Да, есть люди, которые целенаправленно придут слушать произведение, а это нешуточный труд – понять музыку. Но признаюсь, их все-таки мало. Я не ожидаю, что на все концерты будет аншлаг. Значит, еще не доросла публика, которая заполнит этот зал.

И где же пробелы у калужской публики?

У нас практически везде пробелы. Да, любят фламенко и танго, но это яркая, экспрессивная музыка. В то время как классическая гитара и музыка барокко редко находят своих слушателей. Если думать, что это печальное отражение упадка духовности, то можно впасть в пессимизм. Однако я хочу сказать, что войну никто не проиграл и не выиграл. В советское время была создана целая правительственная программа по просвещению, а сейчас работает лишь горстка энтузиастов. И не только в культуре наблюдается упадок, посмотрите на образование или науку. А высокое искусство всегда было уязвимым, элитарным, поэтому нуждалось в поддержке. И мы проблемы не решаем, мы просто одни из тех, кто пытается паровоз двигать вперед – он скрипит, но едет. Признаюсь, бюджет нашего фестиваля немаленький, потому что гонорары у звезд очень высокие. В одиночестве мы такие суммы не потянули бы, но самое приятное, что в Калуге есть неравнодушные люди и очень многие предлагают свою помощь. Этот закон не мы придумали, он работает во всем мире. Благотворительность и спонсорство культуре необходимо.

Но ведь, несмотря на то, что фестиваль просит помощи, вы организуете и благотворительные концерты?

Да, это важная часть фестиваля. Во-первых, за неделю до большого «Мира гитары» проходит детский фестиваль. Это, своего рода, большой урок музыки. Приезжают ребята из Людинова, Кирова, Обнинска и даже из Москвы и Тулы, а для педагогов проводятся бесплатные мастер-классы. Как бы нам самим ни было сложно, мы стараемся вести просветительскую и воспитательную работу. Пусть ребенок не станет великим музыкантом, зато буклет будет хранить всю жизнь и еще детям расскажет, что играл, допустим, на 16-м  фестивале вместе с всемирно известным квартетом «Los Romeros». Детей мы обязательно награждаем грамотами и даем бесплатные билеты на один из концертов. Понимаем, что именно из них должна вырасти публика, которая потом будет приходить на концерты. Все дневные концерты, проходящие в рамках фестиваля, - бесплатны. И на них собираются полные залы: пенсионеры, студенты, школьники. Да и цены на билеты мы стараемся держать на минимальном уровне. Мы хотим показать молодежи, что такое настоящая музыка. Все равно кто-то должен эту работу делать, а обижаться на калужан как-то глупо.

Может быть, это закономерное явление? Что звучит по радио и с телевизоров – на то и спрос…

Я не думаю, что некачественная попсовая и роковая музыка может привить хороший вкус. Расстраивает общее депрессивное настроение, которое преобладает сейчас, особенно у исполнительниц-девушек. Откуда берется такая печаль вселенская? Разве можно нормально жить в постоянном унынии? Послушаешь Пола Маккартни – и сразу радостно на душе, и силы появляются. У нас в России все любят петь, и все считают, что умеют это делать, а уж жаловаться со слезами на судьбу – заложено в крови. Но такой феномен я даже не принимаю в расчет, потому что искусством не считаю. Идет навязывание определенных исполнителей, в которых вложили деньги. Как пел Тальков, Россию «связали кумачом и опустили на колени». Заставили слушать низкопробные песни, прямо-таки забивают их в уши. Многие талантливые музыканты подстраиваются и тоже играют на потребу толпы, чтобы хоть как-то выжить. Даже у советской эстрады была школа. Возьмите, к примеру, Магомаева! А современная популярная музыка не требует никаких усилий от слушателя, она даже не проста, а примитивна. Поплакали о неразделенной любви, вроде бы и полегчало, особенно если под застолье. Но опять-таки исполнитель исполнителю рознь. Я знал некоторых прекрасных музыкантов, которые играли легкую и необременительную музыку просто для того, чтобы заработать на квартиру. На джазе и фламенко высоко не поднимешься. Но они отдают себе отчет, что их музыка – не искусство, а поденщина! Не уверен, понимает ли это Стас Михайлов.

А зарубежная музыка сейчас тоже пребывает в тупике?

Западные исполнители воспитаны на других примерах – «Deep Purple», «Pink Floyd», «Led Zeppelin». Они плохо играть не умеют: или так же, или лучше. Думаю, это разница культуры. Вообще, на мой взгляд, во всем мире сейчас затишье перед рождением нового направления в музыке. А оно должно появиться и перевернуть все с ног на голову, иначе быть не может.

Как же тогда быть молодым ребятам, которые создают свои музыкальные группы, но играют откровенно плохо?

Лучше вообще не играть, чем делать это плохо. Если они не будут работать и пахать, чтобы достичь высокого уровня, пусть бросают, не задумываясь. Можно начать с подражания, а потом найти свой путь. Как в школе, начинают с изучения букв, и лишь потом переходят к чтению. Наши ребята просто не знают, куда идти. Написал кое-какой текст, саккомпанировал на расстроенной гитаре – вот и песенка готова. Поэтому меня и не приглашают в члены жюри ни на один калужский фестиваль. Я прямо говорю, что никто из конкурсантов играть толком не умеет. Но на правду-то не обижаются, пусть сравнят себя с признанными гениями. Как я могу присудить кому-то первое место, если они все на одном находятся? Пусть хотя бы музыкальную школу окончат, чтобы иметь представление о нотах. Как только в группе появляются настоящие музыканты, получившие образование, они всех остальных за собой потянут. Почему многие музыканты родом из Санкт-Петербурга? Потому что там была особая среда, в которой  все творческие личности варились. Чтобы калужская молодежь раскрыла уши, мы и делаем наши фестивали. Например. В мае этого года на площади перед театром состоится праздничная презентация «Мира гитары». В ней примут участие и две калужские группы – «Out of Style» и «ЭлектрикЛюдиЛэнд». Почему именно  они? Потому что ребята изъявили желание не просто выйти и поиграть, а серьезно поработать и представить достойные композиции, которые зададут тон всему концерту.

Олег, а какая музыка играет в ваших колонках?

Я очень люблю фламенко, джаз-мануш - это яркая, жизнеутверждающая музыка. И, конечно, мне нравится старинная музыка. Раньше все делалось на высоком уровне, и там не может быть плохих произведений. Мне не близко понятие «русского рока», хотя я слушаю ДДТ, «Воскресенье», Андрея Макаревича, Леонида Агутина – они пребывают в состоянии творческого поиска, готовы к экспериментам. Но каждый подсознательно ищет свою музыку: кому-то нравится джаз, кому-то Бах, а кому-то Елена Ваенга. В средние века люди могли быть и врачами, и изобретателями, и художниками, и писателями. В наше время нельзя быть специалистом во всех областях, но расширять кругозор необходимо. На мой взгляд, в песнях должна быть необычная аранжировка, особенное звучание и, конечно, же голос вокалиста. Должна чувствоваться гармония, чтобы мелодия запала в душу. Зачастую невозможно объяснить, почему нам нравится именно эта музыка, наверное, она просто звучит в унисон с нашими внутренними вибрациями.

Большое спасибо, Олег, за интересное и содержательное интервью. Желаем Вам дальнейших успехов в организации фестивалей и концертов. А нашим читателям напоминаем, что в этом году «Мир гитары» пройдет 27-31 мая. Не пропустите это масштабное событие культурной жизни.