back b
image

Как умерить аппетиты перевозчиков?

Общество
18:51

Как известно, аппетит приходит во время еды. Кажется, только что пообедал, съел первое, второе и даже компот выпил, а все равно хочется чего-то эдакого, повкуснее, послаще да побольше. Напрасно бородачи в рясах напоминают рабам желудка о страшных муках, которые ждут чревоугодников в аду: любителей наесться от пуза меньше не становится. И, пожалуй, главными греховодниками можно назвать калужских перевозчиков. Уж сколько их не корми, а все мало. Казалось бы, только в прошлом году подорожал проезд в общественном транспорте, но нет, надо и в этом году тарифы повысить. И ведь как ловко выкручиваются возничие, прикрывая свои пагубные страсти: дескать, это не они виноваты, а лошади, которые овса отборного требуют. Но почему-то по мостовым, как и сто лет назад, вместо сивок бурок плетутся тощие клячи, которые того и гляди копыта откинут. Видать, не в коня корм идет.

Зачинщиком смуты как всегда стало управление калужского троллейбуса. Муниципальное предприятие вот уже три года не может вылезти из  долгов и едва сводит концы с концами. Ежегодно на покрытие его расходов городская казна выделяет огромные суммы, но заткнуть дыры в бюджете сотней миллионов никак не получается. А поскольку троллейбус— не Мюнхаузен, сам себя за «рожки» из ямы вытащить не может, калужанам придется поднатужиться и...посильнее затянуть свои пояса, ведь с 1 июля за билет придется отдавать на 14 рублей, а 16. В министерстве тарифного регулирования и конкурентной политики повышение тарифов на 14% одобрили. И было странно, если бы не поддержали: в прошлом году расценки подскочили сразу на 23%, и ничего — пассажиров меньше не стало, а тут какая-то мелочь... Это вовсе не рубли, а копейки, на них даже коробок спичек не купишь! И самое главное, повышение платы за проезд — обоснованное требование: в противном случае УКТ станет просто невыгодно работать. Так разве муниципалитет позволит, чтобы его родное дитятко скончалось от денежного недоедания?

Как водится, дурной пример оказался заразительным: стоит одному положить добавки, как и другие спешат тарелку подставить. Поэтому вслед чахнущим троллейбусникам уже раздаются голоса алчущих частников на пазиках и микроавтобусах. Оказывается, им тоже нужно обновлять парк, обслуживать машины и получать зарплату. Зашиваются, видите ли, бедные, не могут даже скотча купить, чтобы приклеить отваливающуюся радиаторную решетку.

С какой стороны ни посмотри, цены должны подрасти. Недовольным гражданам директор УКТ доходчиво объяснил: если бы повышения тарифа не произошло, то качество услуг было бы еще хуже. Называется, напугал бабу туфлями с высоким каблуком. Мы уже ничего не боимся, потому что хуже быть не может. Самые извращенные мечты садистов-перевозчиков воплощены в реальность. И тот, кто хоть раз испытал на собственной персоне все прелести калужского общественного транспорта, почувствовал, насколько сильно его «полюбили».

Мы уже слышим возгласы, полные негодования: «Да как вы смеете! Мы же из последних сил выбиваемся! Ночами недосыпаем, в обед недоедаем - все ради вас, наших дорогих пассажиров!» А никто и не сомневается, качество услуг растет, прогресс налицо: в каком-то восемнадцатом веке люди на бричках ездили, а мы на «сараи» и «пазики» жалуемся. Радуйтесь, глупцы, что хоть на чем-то доехать можете, а то ходили бы на своих двоих, как питекантропы.

Действительно, грех жаловаться, ведь троллейбусы и маршрутки — существа редкие, почти вымирающие, и оттого особо нуждающиеся в "высококалорийной пище", питательной и полезной. Встретить общественный транспорт на городских улицах, особенно на окраинах, непросто. Если днем вы еще можете догнать некоторые экземпляры, то вечером все машинки прячутся, потому что темноты боятся. Да и вообще после девяти порядочные люди дома сидят, а беспорядочные пусть пешком ходят, глупость из головы выветривают. Поэтому невеста жениха из армии так не ждет, как мы троллейбус или автобус. Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной - мы готовы стоять три, пять, десять часов, лишь бы на чем-то уехать. С надеждой сотни глаз на остановках вглядываются в даль: не покажутся ли «рожки», не затарахтит ли мотор... Но вот, чу! Задрожал асфальт, загудели провода — оживились уставшие, согрелись замерзшие и даже сонные проснулись. Подъезжает видавший виды тарантас, со скрипом открываются задеревеневшие двери, и ревущая толпа вваливаться внутрь. «Проходим дальше в салон!» - командует прокурорским голосом пергидрольная блондинка с тигриными ногтями. Услышав магическое заклинание, человеческое тело показывает чудеса физики, сжимаясь до невиданных размеров и принимая удивительные формы. Пузатый мужчина с барсеткой и габаритная дама с ридикюлем помещаются на одном сиденье; тощий студентик, размахивая пакетом, болтается под потолком; наманикюренная девушка балансирует на 12-сантиметровой шпильке — такого не увидишь даже в цирке! И только одна отчаянная бабулька клюкой усмиряет весь шалман, требуя уступить место ей и её авоське. А вы говорите, машины у нас не вместительные. В тесноте, в обиде, зато худо-бедно едите, а не стоите на остановке скрипя зубами и отбивая ногами чечетку.

Мы искренне недоумеваем, почему вы все еще не довольны, ведь общественный транспорт — уникальный артефакт с эксклюзивным дизайном. Где еще найдешь такие троллейбусы, как у нас? Только с ними можно прочувствовать всю прелесть русских дорог, весело подпрыгивая на каждой кочке и слушая такие родные калужскому уху грохот и поскрипывания; посмотреть, как ловко водитель поднимает штанги, дергая за веревочки; пообщаться с добродушными и вежливыми кондукторами. Наши троллейбусы не ищут объездных путей, поэтому вам всегда предоставится возможность потерять час в пробке из-за аварии, а то и вовсе сойти с маршрута на полпути, потому что забарахлила трансмиссия. Троллейбусы полны непредсказуемости. Судите сами, ну кто еще додумается в час пик вывесить табличку «В депо» и наперекор всем расписаниям лететь в родную гавань?!

Маршрутки — отдельный куплет нашей песни, который никак нельзя выкинуть. Наплевав на все правила и человечность, они стоят на конечной, набивая салон под завязку, поэтому на  некоторых остановках вы рискуете и вовсе не дождаться нужного транспорта. Причем конечная появляется в произвольном месте. Например, в центре на улице Кирова иногда собираются до пяти «пазиков» - ни обойти,  ни объехать. Частники, как правило, долго запрягают, зато быстро едут. Отважные и отчаянные шумахеры, несмотря на отсутствие лицензии и прав, с ветерком доставят вас в пункт назначения, возможно даже в целости и сохранности. Для пущего куража некоторые из водителей и сто граммов пропустить не прочь, и дозу принять. Ваше путешествие обязательно скрасит добрая и душеполезная музыка. Слезные излияния зеков-романтиков научат жить по понятиям даже первоклашку с ранцем, а умудренному сединами дедушке перевернут сознание. Ценителям близких контактов третьей степени рекомендуем прокатиться в микроавтобусах. Мягкий полумрак, удобные кресла и полное отсутствие вентиляции создают атмосферу настолько романтичную, что впечатлительные клаутсрофобы от избытка чувств теряют сознание. Особо стойкие на полном ходу могут поиграть в лотерею «Передайте, пожалуйста, за проезд». Вся фишка заключается в том, успеет ли водитель отсчитать вам пять рублей сдачи на полном ходу или вы «поцелуетесь» со встречным столбом. «Пазики» - экипаж для тех, кто любит «погорячее», ведь даже летом в них не отключают печки. Миниатюру «лето в пустыне Калахари» дополняют пыльные синтетические чехлы для сидений, натянутые прямо на поручни, поэтому в случае резкого торможения (что случается очень часто) вы рискуете протереть полы своим парадно-выходным костюмом.

Кстати, о чистоте. Кто-нибудь знает, в троллейбусах и маршрутках когда-нибудь убираются? Сквозь пыльные окна не видно, к какой остановке подъезжаешь; за липкие поручни страшно взяться; а стены салона стык в стык заклеены рекламными листовками и плакатами, предлагающими нарастить ресницы или заложить душу в ипотеку. Раньше, бывало, сексапильные красотки в купальниках подмигивали пассажирам с поблеклых календарей, а теперь сплошная коммерция, никакого полета фантазии...

Несмотря на бедственное положение, общественный транспорт находится в состоянии войны. Воюют, само собой разумеется, троллейбусы и маршрутки. Первые обвиняют вторых в бессовестном воровстве: не успевает мощный и неповоротливый "сарай" выйти на рейс, как его обгоняет хитрогузый «пазик», которому достаются все сливки. Вторые обвиняют первых в монополизме: нельзя вот так взять и прогнать частных перевозчиков с третьего маршрута. Но мы подозреваем (только тсссс! Никому!), что на самом деле они очень крепко дружат, и даже живут под одной «крышей». Подумайте, ну что мешает "самизнаетекому" взять и навести порядок в сфере общественного транспорта? Маршрутки отбирают хлеб у троллейбусов? — выставил пару нарядов, выписывающих штрафы с пятью нулями, чтобы не повадно было. Троллейбусы стали убыточными? - работаем по полному дню, а не только в первую смену, как удобнее; обучаем водителей снимать штанги и объезжать пробки, не ожидая, пока само рассосется. У нас ведь даже запрещенные всеми постановлениями «газели» спокойно разъезжают по улицам — и никто их не ловит! Зато «небожители» постоянно сокрушаются, что у нас бардак с общественным транспортом, но слова, как параллельные прямые в геометрии Евклида, никогда с делом не сходятся. Видимо, от «чревоугодия» у слуг народа ум совсем отучнел, да и душа лишних килограммов набрала, раз калужан кормят обещаниями, а перевозчиков потчуют деньгами.