back b
image

Кому достанется «кольцо всевластия»?

Общество
13:10
Кому достанется «кольцо всевластия»?

С общественным транспортом в Калуге творятся чудеса. В роли волшебников на этот раз выступили Городская Управа, «Управление калужского троллейбуса» и частные перевозчики. Их стараниями город уже почти две недели наблюдает за баталиями, развернувшимися вокруг «кольца всевластия».

А началось все 1 июля. В этот день пассажиры микроавтобуса, следующего по третьему маршруту, как ни в чем не бывало ехали на работу, но вдруг из радиоприемника голос диктора сообщил, что «с сегодняшнего дня «по кольцу» будут ходить исключительно троллейбусы и НефАЗы». Если бы не крепкая русская закалка, у спешивших на работу наверняка приключился бы когнитивный диссонанс или что похуже. Однако «незаконное» путешествие продолжилось без помех: народ спокойно входил-выходил на остановках и лишь удивлялся, почему это плата за проезд не поднялась ни на копейку и застопорилась на отметке в 13 рублей. Пассажиры троллейбусов второй летний месяц встречали с меньшим энтузиазмом: за билет приходилось отдавать не 11 рублей, как раньше, а сразу 14.

Городских перевозчиков лихорадит и по сей день. Нешуточные страсти кипят, в первую очередь, вокруг третьего маршрута.

Городская Управа «неожиданно» решила передать самое прибыльное «кольцо» в единоличное пользование «Управлению калужского троллейбуса». Но частные компании взбунтовались и сдавать без боя наезженные места отказались.

«Договор был расторгнут незаконно, нас прогоняют безо всяких оснований, но мы это дело просто так не оставим и будем подавать заявление в суд». «Управления калужского троллейбуса» готовит встречный иск, причем у этой стороны тоже имеются доказательства своей правоты, о чем и рассказал его директор Алексей Рулев на конференции в пресс-центре «Комсомольская правда».

Изначально по третьему маршруту курсировали исключительно троллейбусы. Причем делали это на законных основаниях, так как выиграли конкурс на осуществление перевозок. Но в 2009 году, когда по нашей экономике ударила кувалда мирового кризиса и возникли трудности местного значения (ремонт каменного моста и нескольких улиц), единолично возить народ стало не по силам и пришлось призывать на помощь частников. В итоге был заключен договор совместного обслуживания, где заказчиком выступало УКТ, у которого, в свою очередь имелся договор с Горуправой – именно этот договор и был расторгнут по взаимному соглашению сторон в этом году. Потеряли ли при этом силу правоотношения, возникшие в период его действия, - будут выяснять уже в суде.

Но у частных перевозчиков есть еще одна претензия: почему третий маршрут был передан УКТ? Как известно, конкурс на оказание транспортных услуг признан не состоявшимся, заявок никто не подавал, на остальных маршрутах все работают в старом режиме, а «кольцевой» вдруг отличился… Впрочем, этот вопрос не возникает у пассажиров, регулярно ездящих от Кутузова до «Спартака» или от Гостиных Рядов до четвертой больницы.

Дело в том, что такого бардака, как на третьем маршруте, больше нет нигде. ПАЗики, «Газели» и микроавтобусы – все это богатство принадлежит чуть ли не десятку ИП и ООО. Попробуй уследи за таким «курятником»!

К тому же именно здесь частники совершают больше всего нарушений: например, высаживают людей на диспетчерской (хотя маршрут «кольцевой»), а особо шустрые и вовсе колесят лишь по центру. Много жалоб от пассажиров и по поводу мусора, который оставляют водители маршруток на конечной. Но самый беспредел начинается в пути, когда резвые в нарушение всех договоренностей обгоняют неторопливые «сараи», забирая пассажиров с остановок. Вызывает нарекание и состоянии некоторых машин – они, того и гляди, развалятся на ходу.  

Перевозчики, заслушав длинный перечень претензий, бросают скептическое замечание: если город решил убрать частных перевозчиков, он это сделает. Город же в лице Руслана Маилова, заместителя начальника Управления городского хозяйства, парирует: «Мы не отказываемся от услуг частников, мы лишь хотим навести порядок». Кстати, ответственным за сферу пассажирских перевозок является именно это ведомство, оно же выступает главным организатором и заказчиком. И сейчас, словно нечаянно вспомнив о законных полномочиях, решило приметить свою силу в действии. 

К сожалению, социальные вопросы у нас всегда стоят на последнем месте, и решения по ним принимаются с огромным опозданием.

Негодование частных перевозчиков вполне понятно и обоснованно: была у людей работа и вдруг ее не стало. Но и решение, принятое на уровне города, резонно: львиная доля перевозчиков не декларирует доходы, хотя пользуется муниципальной инфраструктурой. И если уж они требуют равных прав, пусть сами действуют в рамках закона.

Увы, но и в УКТ не все так благополучно, как хотелось бы. Да, выделяются деньги на закупку троллейбусов, но только обучение персонала запаздывает: многие водители еще лишь учатся управлять новыми машинами. Поэтому и поступают жалобы пассажиров, безуспешно ожидающих, что «сарай», наконец-то, сможет объехать аварию на дороге. Кстати, поломка современного троллейбуса происходит исключительно по причине человеческого фактора. Впрочем, в УКТ полным ходом идет обучение водителей, а инженеров отправляют стажироваться на белорусский завод-производитель.

Именно закупка новых троллейбусов стала пусковым крючком для роста цен на общественном транспорте. Но калужане будут радоваться «внезапно подешевевшим» билетам в маршрутках недолго.

С 1 августа стоимость проезда обретет прежнее равновесие: 15 рублей в автобусах  против 14 в электротранспорте. Невелика разница, а перевозчикам приятно.

Сами частники не против такого соотношения сил и недоумевают, откуда появилась информация о немыслимых 19 рублях, обвиняя чиновников в намеренном подогревании общественного недовольства. Подтверждений, равно как и опровержений этой версии, представлено не было. Из августовских «новинок» стоит также отметить внедрение автоматической системы оплаты проезда в троллейбусах. Кондукторов снабдят переносными терминалами для облегчения учета. В министерстве тарифного регулирования заверяют, что следующее повышение цен произойдет не раньше, чем через год.

Точку в «кольцевом» вопросе ставить пока рано, но сам процесс передела системы общественного транспорта является весьма показательным и характерен, наверное, для всех областей жизни: сначала создать беспорядок, а потом начинать преобразовывать хаос в космос. Понятно, что этот процесс будет весьма болезненным для всех сторон: потерять самый денежный маршрут не хочет никто. Но мало кто решится оспорить утверждение, что без частных перевозчиков на третьем маршруте станет лучше.

Но забывать о том, что социальная сфера никогда не может быть сверхприбыльной (по крайней мере, законная), тоже не стоит.

Сейчас по третьему маршруту «официально» ходят 17 троллейбусов и 3 НефаЗА, по подсчетам специалистов они смогут справиться с нагрузкой и обеспечить минимальные интервалы в движении. Действительно, утром транспорт ходит без перебоев и на остановке не приходится стоять более пяти минут. В вечерние часы-пик наблюдается менее радужная картина: время ожидания  «подскакивает» до 15 минут. В УКТ обещают с непорядком разобраться и обо всех неприятных ситуациях сообщать в диспетчерскую службу по телефону 550-352.

Частные перевозчики хитро улыбаются и потирают руки: что же вы без нашей помощи делать будете дальше? Но телефонов, куда можно пожаловаться на перебои в движении маршруток так и не дали: у каждого перевозчика свои контакты и не всегда знаешь, чьи машины сейчас находятся на линии. Созданием единой диспетчерской службы, куда поступали бы сведения со всех датчиков ГЛОНАСС, должен заниматься город, но, как водится, вовремя не успели: тендер на поставку оборудования выиграл недобросовестный подрядчик. Тогда почему частные перевозчики не проявят сознательность и не организуют свою диспетчерскую хотя бы на одном маршруте? Ведь как у нас получается: днем и в часы-пик транспорт ходит нормально, а вечером вообще не уедешь, особенно в отдаленные районы.

Думается, попытки обвинить УКТ, имеющее бонус в виде административного ресурса, в желании «присвоить» себе остальные маршруты во многом преувеличены. Даже если будут закуплены вожделенные 40 троллейбусов, перевезти на них всех пассажиров не представится возможным. Скорее всего, по магистральным и популярным маршрутам, на самом деле, будут курсировать преимущественно троллейбусы, а некоторые ПАЗики и "Форды" перераспределят по направлениям с меньшим пассажиропотоком или пустят к микрорайонам, где не проложены контактные линии. Отказываться от современных и комфортных микроавтобусов, которые, к счастью, встречаются все чаще, будет опрометчиво и, мягко говоря, неразумно. Нужен ли городским властям рост общественного недовольства на фоне острой транспортной недостаточности – едва ли.

Создается впечатление, что сейчас они действуют наобум, стараясь найти оптимальное решение опытным путем и при этом  пополнив казну.

Решить проблему общественного транспорта могла бы грамотная реорганизация всей системы, но с ее воплощением в жизнь опять-таки тормозят. Очередной конкурс на осуществление пассажирских перевозок по остальным маршрутам должен завершиться 1 августа, однако заявок на участие в нем до сих пор не поступило. Ходят слухи, что частные перевозчики просто решили объявить бойкот городским властям. Но маршруточники утверждают обратное: мы просто не можем предоставить все справки, так как их в ГАИ просто не выписывают. Чиновники из Горуправы тоже удивляются: трудностей с получением необходимых документов возникнуть не может, их обязаны выдавать. 

На вопрос, не провалится ли второй конкурс, Руслан Маилов многозначительно ответил, что конкурс состоится, но даже если возникнут какие-то трудности, у Городской управы есть план действий. Какой именно – пока не разглашается. Значит ли это, что «волшебство» продолжится и впредь, мы узнаем совсем скоро.