back b
image

ОСАГО: кто виноват и что делать

Общество
15:15
ОСАГО: кто виноват и что делать

ОСАГО — пять букв, внушающие ужас автомобилистам. Вернее, сам факт страхования автогражданской ответственности водителей не пугает, до нервной дрожи в коленях доводят трудности, которые стоит преодолеть ради получения полиса. А ведь всего какой-то год назад калужанам и во сне не могло привидеться, что оформить такой простой документ станет практически невозможно.

Для людей, далеких от автомобильной темы, поясним терминологию: ОСАГО защищает владельца машины от необходимости выплачивать денежную компенсацию пострадавшей стороне в случае, если авария произошла по его вине. Призвана эта мера облегчить жизнь самих граждан, ведь теперь все претензии предъявляются не к водителю, а к страховой компании. Только представьте, что проезжая на прадедушкином запорожце, вы нечаянно поцарапали крутой «крузак». Если бы не ОСАГО, разбираться с авторитетным хозяином сотен лошадиных сил пришлось бы вам, но теперь если вы «потеснили» с дороги такую важную птицу, конец света не наступит: заботы по ремонту бравого внедорожника полностью берет на себя страховщик. Согласитесь, удобно: купить страховку можно всего лишь за 1980 рублей, и при этом гарантированно «покрыть» ущерб сразу на 120 тысяч рублей. Казалось бы, есть в мире справедливость, но не тут-то было.

С недавнего времени в Калуге обеспечить себе такую «подушку безопасности» могут не все. Точнее, «не только лишь все», а те, кому посчастливилось получить бланк для ОСАГО. Внезапно выяснилось, что эта бумага встречается в реальности не чаще, чем снег в середине августа. Добропорядочные водители, следуя букве закона, приходят в страховые компании за полисом, но вместо страховки получают от ворот поворот. Вежливая (или не очень) девушка объясняет, что сегодня застраховаться не получится, потому что бланки закончились. Размахивать руками, ругаться и угрожать расправой совершенно бесполезно – только настроение себе испортите, а заветные формуляры из воздуха не материализуются.

Нет, конечно, можно обойтись и малой кровью. Например, согласиться на условия страховщиков и покорно ожидать своей очереди на страховку. В среднем, в день принимаются восемь заявлений, поэтому через неделю-полторы наверняка получите ОСАГО. Если время поджимает, то можно попытать удачу в другом городе. Иногда достаточно доехать до ближайшего райцентра (например, в Сухиничи или Козельск), где свободных бланков хватит на всех желающих. Но некоторым автовладельцам страховщики предлагают бонусный вариант: оформить ОСАГО, а в нагрузку к нему оформить страховку на жизнь, здоровье или имущество. Разумеется, стоить это будет немного дороже, но зато вы сэкономите на нервах. Что выбрать – каждый автовладелец решает для себя сам. Другое дело, что ни один из этих вариантов не является легальным. То есть страховщики попросту действуют в обход закона. И их действия наказуемы, в теории, но не в практике. Ведь не каждый человек решится отстаивать в суде свое право на ОСАГО, чем компании и пользуются, насильно навязывая свои условия игры.

Почему же страховые компании на свой страх и риск решаются идти против закона? Только угроза собственной жизни, то есть, риск потерять бизнес. И эти опасения имеют под собой реальную основу. ОСАГО способно разорить большинство страховщиков, поскольку является абсолютно убыточным. Посудите сами: машин на улицах становится все больше – уже сейчас Калуга занимает третье место в ЦФО по количеству автомобилей на тысячу человек. Не будем забывать и тот момент, что по аварийности наш город в числе лидеров. Но самое главное - страховые взносы несоразмерны страховым выплатам: первые остаются примерно на одном и том же уровне, а вторые увеличиваются в геометрической прогрессии. Простая арифметика: если собрать с десяти человек по тысяче рублей и через год отдать одному из них пять тысяч, а остаток забрать себе – это одно. Когда же с десяти человек собирают все те же десять тысяч, но при этом отдают по пять тысяч пятерым из них – это банкротство.

Несмотря на ясное понимание, откуда растут ноги у проблемы, она усугубляется, и положение страховых компаний становится еще менее устойчивым. Виной всему стали поправки в закон, обязавшие увеличить выплаты за имущественный ущерб по ОСАГО со 120 до 400 тысяч. При этом стоимость тарифа для физических лиц возросла всего лишь до 2500 рублей. В процентном соотношении суммы вполне соразмерные, но в реальности этот разрыв лишь увеличит расходы страховщиков.

К чему приведет «финансовое голодание», догадаться нетрудно. Страховщики продолжат «хитрить». Помимо сложностей с бланками появятся и другие неприятности. Уже сейчас страховые компании занижают суммы страховых выплат, считая их по минимальным тарифам. Лишь немногие из попавших в ДТП оспаривают решения по ОСАГО в суде. Но е здесь возникает широкое пространство для «заработка» всеми заинтересованными сторонами. Например, адвокатские конторы предлагают «выбить» из экономных страховщиков по максимуму: «Вы говорите, сколько вам надо на ремонт, а все что сверху — мы возьмем себе». И не удивительно, что при такой деловой хватке они действительно добиваются желаемого. То есть страховые компании должны снова расплачиваться уже не только с автовладельцами, но и не менее расчетливыми юристами. Мы не пытаемся оправдать страховщиков, но в случае с автогражданкой они, похоже, являются потерпевшей стороной. Некоторые уже всерьез задумываются, а не отказаться ли им и вовсе от ОСАГО. Кто больше всего пострадает от таких кардинальных мер, понять несложно — конечно же, простые водители.

Кстати, о водителях. Парадоксально, но именно автовладельцы во многом и спровоцировали кризис на рынке страховых услуг. Многие настолько «распустились», что считают необязательным соблюдение правил дорожного движения. А действительно, зачем смотреть по сторонам, если можно «проскочить» - в случае чего страховка «подсобит».

Где же искать выход? Cамый простой способ решить проблему с ОСАГО — увеличить стоимость страховки. Страховщики подсчитали, что цены на «автогражданку» должны увеличится не на 20-30%, а почти на 50%. Такое подорожание ударит в первую очередь по добропорядочным водителям. Они по сути, будут оплачивать из своего кармана последствия халатности других автомобилистов, которых, кстати, меньше не станет. Единственный разумный вариант — сократить число страховых случаев, в смысле снизить аварийность на дорогах. Сделать это очень просто и изобретать велосипед нам не придется. Достаточно ужесточить ответственность за нарушения, совершенные всеми участниками дорожного движения. Можно взять пример хотя бы с Германии, где первые две оплошности вам простят, а вот за третью придется расплачиваться не только рублем, но и собственным временем и репутацией. Злостны нарушитель ПДД отправляется на медико-психологическую консультацию, где его ждет долгая и внимательная проверка на вменяемость и адекватность. Причем все услуги врачей и педагогов водителю влетают в копеечку. После четырех месяцев истязаний бедняге предлагают пройти так называемый «Идиотентест» - сплав логических головоломок и психотерапевтических «душекопаний». И, поверьте, психологи настолько придирчиво въедливо изучают «симптоматику» нарушений, что положительное заключение экспертизы получают далеко не все и не сразу. Интересно было бы применить подобную практику к отечественным автомобилистам: думается, перспектива лишиться прав после трех случаев «безобидного» превышения скорости многих бы отрезвила. Да и страховка тогда будет оправдывать свое назначение.