back b
image

Почему в Калуге больше не будет "Газелей"?

Общество
06:56
Почему в Калуге больше не будет "Газелей"?

Общественный транспорт – больная тема для нашего города. Даже сегодня, когда во многих семьях есть личный автомобиль, необходимость в автобусах и троллейбусах не отпадает. Большинство калужан свято соблюдают традицию начинать и заканчивать рабочий день на остановке в ожидании маршрутки. Автобусов и троллейбусов не хватает – этот факт давно заметили простые жители и признало руководство города. Поэтому известие о скором исчезновении «газелей» с улиц Калуги вызвало, мягко говоря, недоумение: при дефиците средств передвижения нас лишают даже имеющейся малости. Мы постарались разобраться в ситуации и расставить все точки над «i».


Сегодня по дорогам Калужской области курсируют 2212 единиц общественного транспорта, из них около трети - автомобили марки «ГАЗ», на первый взгляд обладающие рядом достоинств: высокая маневренность, низкая стоимость, недорогое обслуживание, доступность запчастей. И кажется, что у «газелей» сплошные превосходства. Если бы… не менее глобальные недостатки!

Во-первых, в условиях городских пробок и заторов желание «проскочить» граничит с безрассудностью. Если даже простой маневр зачастую приводит к аварии, то стоит ли говорить, что шустрый водитель рискует в сто раз больше? Пассажиры точно доедут быстрее, но только конечным пунктом может оказаться не нужная остановка, а больница или что похуже. Дополнительный фактор риска – отсутствие кондуктора. Шофер должен и за дорогой следить, и плату за проезд принимать (хорошо, что отучились разговаривать по телефону). Только водитель приготовился повернуть на зеленый сигнал светофора, как к нему тянется настойчивая рука с позвякивающими монетками – знакомая картина, не правда ли? Между тем, это прямое нарушение правил дорожного движения, в котором охотно участвуют сами пассажиры. Еще одна зарисовка из жизни: в переполненную «газель», где нет свободных мест, жалобно заглядывает очередной проситель: «А можно стоя?» Действительно, когда спешишь, готов доехать и стоя (согнувшись в три погибели), и лежа, и, если бы позволял закон гравитации, повиснув в воздухе под потолком. Но такие способы перевозки пассажиров опять-таки незаконны и чрезвычайно опасны. Но самое интересное действо начинается на остановке. Пассажиры горбатыми гномами пробираются в темноте салона, наступая на ноги соседям и роняя сумки,  а затем дружно прикладываются лбами и макушками к «месту для удара головой». Одним словом, европейский уровень обслуживания.

Без сомнения, «газель» как средство для перевозки пассажиров уже себя изжила. Многие возразят: дескать, пусть опасно и неудобно, зато с горем пополам доедет. Но согласитесь, обновление автомобильного парка – реальная необходимость, и ни один водитель не имеет права подвергать опасности жизни пассажиров! В конце концов, мы же платим не за путешествие на разбитой колымаге в гости к праотцам? Многие бомбилы пользуются прорехами в законе (который дает многое на откуп перевозчикам) и работают на убитых в конец «газелях». Заметим, что экспертное сообщество давно говорит о необходимости корректировать правила перевозки пассажиров. Однако у  региональной власти есть полномочия не ждать указов из головного министерства, а вносить поправки в существующее законодательство самостоятельно.

Какие именно изменения произошли в правилах перевозки пассажиров в Калужской области нам рассказал Станислав Горбенко, начальник отдела по безопасности дорожного движения комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Теперь для перевозок пассажиров разрешается использовать лишь автомобили категорий М2 (легкие фургоны) и М3 (фургоны), в которых не менее 18 мест. Другим условием станет обязательное наличие кондуктора. Главная цель нововведений – повышение комфорта и безопасности. Решение избавиться от «газелей» появилось не на пустом месте. Качество услуг, оказываемых общественным транспортом, в нашем городе оценивает комиссия, в состав которой входят представители Госавтодора, специалисты управления городского хозяйства, сотрудники ГИБДД и депутаты. Основываясь на заключении экспертов и отзывах самих горожан, комиссия пришла к выводу, что среди остальных автобусов малой вместимости «газель» - наименее комфортное транспортное средство. Найдутся ли желающие опровергнуть это утверждение?

Данные поправки к федеральному закону вступят в силу лишь 1 июля 2013 года. В ближайшее время в Калуге проведут конкурс - по его результатам будут выбраны перевозчики, которые будут работать на автобусах, соответствующих указанным требованиям. Конкурсная документация сейчас находится в стадии утверждения, но уже известно, что объем перевозок  при существующем пассажиропотоке не будет сокращен. В управлении городского хозяйства заверяют, что все 55 маршрутов, имеющихся сегодня в нашем городе, также сохранятся. Как следствие, в Калуге должно увеличиться количество современных  зарубежных микроавтобусов.

Сразу представляется радужная картина, достойная руки художника-живописца: новые дороги, по которым ездят новые маршрутные автомобили. И если с первым у нас как-то не заладилось, то давайте надеяться хотя бы на второе. Но скептический голос здравого рассудка не хочет умолкать и в тревоге вопрошает: «А хватит ли у перевозчиков новых комфортабельных машин?» В ответ, как поется в известной песне - тишина.

 Давайте порассуждаем вместе. Микроавтобусы из воздуха не возникнут, а чтобы приобрести в собственность или взять в лизинг машину тоже нужны немалые средства. Нужно учитывать, что они и в обслуживании обходятся дороже «газели», и кондуктор, который отныне должен будет находиться в каждом автомобиле, за «спасибо» работать не будет. Словом, сплошные траты. Учитывая, что летом грядет повышение стоимости проезда в общественном транспорте, частные перевозчики тоже поднимут цены. Но на этот раз есть вероятность, что деньги пассажиров пойдут на приобретение новых машин и соотношение «цена - качество» будет хоть немного лучше.

Станет ли в городе меньше маршруток? Вряд ли. Даже если ряды перевозчиков поредеют, свято место пусто не бывает - на смену одним придут другие, более предприимчивые. Тем более, что банки сейчас охотно дают кредиты под залог автомобилей. Многие владельцы «газелей» уже сейчас задумываются о приобретении другого железного коня. Часть пассажиров перетянут на себя новые троллейбусы и автобусы, приобретаемые за счет бюджетных средств. Как следствие, произойдет перераспределение машин на маршрутах. По центральным дорогам будет ездить больше муниципального транспорта, а частники восполнят пробелы там, где троллейбус не проедет: например, на маршрутах №21, 50, 75, 80 и др.

Но наши умозаключения опять-таки сугубо теоретические. К чему новые поправки приведут в реальности – не знает никто. Комфортнее ли будет в новых микроавтобусах? Безусловно. Будет ли безопаснее ездить, если мы станем передавать деньги за проезд кондуктору, а не правому уху водителя? Несомненно. Но не столкнемся ли мы с транспортным коллапсом, при котором тысячи людей не смогут уехать на работу или добраться поздним вечером до дома? Очень хочется надеяться что нет, и что в крайнем случае мы будем испытывать недостаток в маршрутках лишь первое время после вступления правок в силу. Ведь изменения носят положительный характер, а пассажирам нужны лишь гарантии и уверенность, что в один прекрасный день они не останутся забытыми на опустевшей остановке.