back b
image

Систему общественного транспорта Калуги ждут серьезные изменения

Общество
19:02
Систему общественного транспорта Калуги ждут серьезные изменения

Поздним вечером или ранним утром, когда «газели» и «Пазики» не спешат на рейс, пассажиров, стоящих на забытой всеми перевозчиками остановке, спасает именно он – троллейбус. Уже 57 лет изо дня в день выходит на маршрут этот чинный и важный завсегдатай городских улиц. Его не могут изжить ни частные автобусы, ни расплодившиеся такси, ни личные автомобили. И кажется, что троллейбус, как герой древнегреческих легенд, - непобедимый фаворит небожителей. Но так ли безбедно существование первопроходцев общественного транспорта? О проблемах и чаяниях МУП «Управление калужского троллейбуса» нам рассказал его руководитель – Алексей Николаевич Рулев.

Алексей Николаевич, в последнее время все чаще слышатся возмущенные голоса калужан, говорящих, что троллейбус как общественный транспорт себя изжил. Дескать, гораздо удобнее и быстрее ездить на микроавтобусах или «Пазиках», а «сарай» ходит «раз в полгода». Не считаете ли Вы, Калуге пора отказываться от столь габаритного средства передвижения?

Сразу замечу, что так говорят лишь немногие из калужан. Чаще всего подобные слова мы слышим от людей, имеющих какое-либо отношение к частным автобусным пассажирским перевозкам. При этом они забывают, что главная задача общественного транспорта – не просто довезти человека до остановки, но и обеспечить безопасность. Многие знают, что частные перевозчики нередко работают вопреки всем нормам и правилам. Особенность нашего города – очень узкие улицы, по которым трудно не то что проехать, но и пройти! А расширить их, к сожалению, не представляется возможным.

Почему-то у нас забывают, что все цивилизованные европейские страны сейчас отказываются от малогабаритного транспорта в пользу вместительного. К тому же наш город сейчас задыхается от выхлопных газов, а троллейбусы, пусть их и немного, транспорт экологически и технически безопасный.

Но ведь в Европе транспорт ходит по расписанию, а у нас люди стоят иногда по полчаса на остановке, особенно в вечернее время. Почему такое происходит?

Да, ситуация знакомая. Но, как ни странно, троллейбус ходит строго по расписанию с раннего утра и до полуночи. Другой вопрос – с каким интервалом ездят маршрутки и ездят ли они вообще? Сейчас в вечернее время троллейбусы ходят с большим интервалом. Полчаса для ожидания – это, конечно, много. Но ведь между двумя троллейбусами должна проезжать одна маршрутка. Должна, но не проезжает. 

Очень странно, но после девяти часов все частники «удивительным образом» исчезают с улиц города.

Да, наверное, каждый наблюдал странную картину, как буквально за минуту до троллейбуса подъезжает «Пазик» и забирает всех пассажиров.

Конечно, им просто выгодно работать в обход правил. Частники не подчиняются никому, намеренно забирая у нас платного пассажира. Сейчас они бессовестным образом обгоняют троллейбус и забирают людей с остановки. Потом заканчивается вечерний час-пик, частники набили кубышку – а троллейбус езди. Но если выобворовали нас днем, то где мы возьмем людей на рейс, на что мы приобретем новый транспорт? У нас сейчас даже на полноценный ремонт денег не хватает!

Если вы общественный транспорт, так будьте добры работать, как мы, до двенадцати. Хотя бы дежурные автобусы пускайте.

Давайте будем ответственными: если уж решили работать в сфере общественного транспорта, берите на себя и социальную функцию. У частников схема отработанная: сначала идут два микроавтобуса, затем «Пазик» и лишь под конец троллейбус. Зная наше четкое расписание, они просто подстраиваются. Причем они специально стоят на остановке и ждут, когда на горизонте появится троллейбус. О каком интервале движения может идти речь? В час-пик он должен быть максимум три минуты, а у нас получается сперва 7 минут, а потом 15 секунд! Сейчас даже примета есть: если после долгого перерыва подъезжает маршрутка, значит, следом едет троллейбус.

И какие же маршруты самые «проблемные»?

Один из самых сложных маршрутов - кольцевой. Сейчас, если приехать на конечную третьего маршрута, можно увидеть кучу машин. Этот маршрут обслуживают вместе с нами еще три организации, а получается, что у семи нянек дитя без глаза. Ведь что делают некоторые частники?

В нарушение всех договоренностей, они от улицы Гагарина поворачивают у шестой школы и там ждут своего часа. То есть ездят только по улице Кирова! У нас в городе такого маршрута нет!

Из-за недобросовестной конкуренции муниципальный транспорт и ходит полупустой. Между прочим, то, что частники «разрезали» кольцевой маршрут и ездят до конечной у КЗТА – тоже незаконно! Их за это штрафуют, но суммы настолько смешные, что им проще заплатить, чем отказаться от прибыли. Поэтому на уровне города принято решение отказаться от частного транспорта на третьем маршруте. Мы его будем обслуживать своими силами: 10 «Нефазов» и 10 новых низкопольных троллейбусов.

Схема «один маршрут – один перевозчик», безусловно, удобна. Сразу знаешь, с кого спрашивать, если транспорта не будет. Но не станет ли это решение первым шагом на пути к отказу от частных маршруток?

Нет, сейчас отказываться от частных маршруток – опрометчиво и безосновательно. Да, есть добросовестные перевозчики, но их мало. Чтобы навести порядок в системе общественного транспорта, в ближайшее время будет проведен конкурс на городские перевозки. Будет создано единое расписание движения транспорта между частными перевозками и нами: троллейбусы, автобусы и микроавтобусы. Такого в Калуге не было никогда. И с 1 июля все перевозчики будут обязаны соблюдать довольно жесткие условия договора с Городской управой.

Если у городской власти есть такие рычаги влияния, почему же раньше не обращали внимания на общественный транспорт?

Это не совсем так. Новые троллейбусы понемногу закупались, но их, конечно, не хватало. Главная сложность в том, что нет федерального закона, который бы жестко регулировал пассажирские перевозки, и нет государственной воли для регулирования этой сферы. Но сейчас приоритеты меняются: экономика выровнялась, в городском бюджете появились средства, и совершенно справедливо их решено направить на развитие социальной инфраструктуры.

Какие еще нововведения ожидают перевозчиков?

Сейчас все перевозчики обязаны установить систему «Глонасс», которая позволит в режиме реального времени отслеживать движение транспорта. Если раньше мы могли фиксировать лишь время прибытия на конечную остановку, то сейчас сможем получать детальные отчеты в автоматическом режиме: как едет машина, где возникли трудности. Еще одна новинка – внедрение автоматизированной системы оплаты проезда. Причем такая оплата проезда будет обязательной и для частных перевозчиков. Но они, понятное дело, не слишком рады такому новшеству, потому что сразу станет известен их реальный доход.

Но cправятся ли троллейбусы с возросшей нагрузкой?

Мы же не говорим, что «газели» или «Пазики» уберут, а взамен ничего не предложат. Город выделяет большие деньги на закупку нового транспорта. Это, в первую очередь, современные комфортабельные троллейбусы со всеми необходимыми сертификатами. Причем речь идет не о двух-трех машинах, а сразу о сорока!

Первые четыре троллейбуса мы ждем уже в начале апреля, всего же к началу мая придут 20 троллейбусов. Остальные должны прибыть до конца года. Этот транспорт - низкопольный, что очень удобно для инвалидов и пожилых людей.

Чтобы попасть в салон не нужно подниматься по ступенькам, есть специальный откидной парапет для колясочников. Второе преимущество новинки – электросберегающие технологии. Благодаря замене реостатной системы управления на транзисторную (почти полностью автоматизированную), нам удастся снизить потребление электроэнергии на 40%.

Повышение платы за проезд тоже связано с закупкой нового транспорта?

Сразу скажу, что пока еще неизвестно, каким будет тариф. Мы просим повысить цену до 15 рублей, это помогло бы нам покрыть расходы на ремонт и заработную плату. Не будем забывать, что у нас в области самый низкий тариф во всем центральном округе! Даже в Брянске и Туле, где ниже и цены, и доходы населения, стоимость проезда составляет 12 и 13 рублей. Мы же не просто так цены повышаем, ведь должны же водители и кондукторы получать достойную зарплату, да и пассажирам неприятно ездить на разваливающихся троллейбусах. Многие говорят, что повышение очень резкое. Так мы и зарплату сотрудникам тоже резко повысили. Надо понимать, что сейчас полумерами не обойтись. Если калужане хотят иметь хороший общественный транспорт, который будет ходить без перебоев, надо принимать экономически обоснованный тариф. Мы и сейчас стараемся заработать, на чем можем: сдаем в аренду площади, размещаем рекламу на транспорте. Но и расходы у нас не маленькие. Не увольнять же всех сотрудников?

Кстати, о сотрудниках. Чтобы обслужить новый транспорт, нужны водители и кондукторы. Хватает ли сейчас кадров на предприятии?

Да, сейчас мы набрали две группы на курсы подготовки водителей. Ребята все молодые, хорошие. Конечно, кадровый вопрос решится, если мы будем платить достойную зарплату. Поэтому мы и решили с 1 апреля повысить зарплату водителям на 30% и кондукторам на 15%. Теперь они будут получать 28 тысяч рублей, а кондукторы – 16 тысяч. И в дальнейшем будем держать ее не ниже средней по городу. Согласитесь, работа ответственная, стрессовая, поэтому и оплата такого труда должна быть соответствующей.

А правда ли, что большинство водителей троллейбусов – женщины?

Да, примерно половина наших водителей – представительницы прекрасного пола. Почему – для меня как руководителя это до сих пор остается загадкой. Вообще троллейбус, несмотря на крупные габариты, очень прост в управлении.

Связан ли «женский фактор» с тем, что троллейбусы часто попадают в ДТП?

Разумеется, нет. К сожалению, троллейбусы попадают в ДТП из-за высокой загруженности улиц, но далеко не всегда являются виновниками аварий. Примерно в 40% случаев вину признают за нашими водителями, но и здесь все не так просто. Безусловно, есть молодые неопытные водители, которые недавно вышли на рейс. Но в то же время с нас как муниципального предприятия проще требовать возмещения. Возникает немало спорных ситуаций, в которых слишком велик человеческий фактор.

Над своими ошибками мы работаем. У нас есть ревизорская служба, контролирующая работу водителей непосредственно на линии. Если есть какие-то замечания, то мы сразу принимаем меры.

Еженедельно у нас работает комиссия по рассмотрению жалоб, и ни одно обращение граждан, устное или письменное, не остается без ответа. И это не голословное заявление, потому что если мы не будем реагировать, ситуация только ухудшится.

Алексей Николаевич, этот год станет знаковым для городского транспорта. Наверняка уже есть определенные планы на будущее?

В этом году будет рассматриваться вопрос о продлении маршрута № 18 до ул. Фомушина и ул. 60-летия Победы. Несколько раз поднимался вопрос о продлении троллейбусной линии в Анненки, но в ближайшее время это, к сожалению, невозможно - слишком дорогостоящий проект. На Совете по энергосбережению при губернаторе недавно рассматривалось предложение об использовании общественного транспорта на базе литий-ионных аккумуляторов. Это перспективное направление, которое станет актуальным уже через два-три года.

И возможно, для прокладки маршрута в Анненки нам не придется протягивать контактные линии, а можно будет запустись троллейбусы с аккумуляторными батареями. На мой взгляд, в спальные районы, где есть необходимость удлинения маршрута, можно пустить такие машины - за ними будущее.

Благодарим Алексея Николаевича за интервью и хотим подчеркнуть, что проблемы, обозначенные в ходе беседы, знакомы многим калужанам, причем не только понаслышке. Отсутствие четких законов, регулирующих сферу пассажирских перевозок, приводит к произволу частных компаний и не оставляет шансов на развитие муниципального транспорта. Надеемся, что грядущие изменения в этой сфере пойдут во благо жителям нашего города.