back b
image

"Тайны" ремонта калужских дорог

Общество
12:27
"Тайны" ремонта калужских дорог

С приходом весны в Калуге из года в год наблюдается одна и та же картина: тают снежные завалы, а вместе с ними с улиц исчезает и асфальт. Помнится, еще в ноябре полотно было ровным, а спустя каких-то четыре месяца проехать по дорогам можно разве что на танке. Наверное, по городу пробежало стадо резвящихся слонотопов: других версий, объясняющих появление метровых ям и колдобин, придумать трудно.

Удивительные метаморфозы происходят с завидным постоянством, и с не меньшим упорством руководство города обещает калужанам райские кущи. Суммы, выделяемые на ремонт дорог, удивляют запредельным количеством нулей, и восхищенный народ с глазами загипнотизированного кролика послушно внемлет велеречивым посулам.

Астрономические отчисления из бюджетов всех уровней уже должны были превратить нашу жизнь в сказку, но воз почему-то и ныне там. Более того, расходы с каждым годом растут, что дает возможность сделать парадоксальный вывод: дороги становятся не лучше, а всё хуже и хуже.

Впрочем, специалисты из управления городского хозяйства нас успокаивают: не стоит паниковать, дороги будут! Правда, когда – не уточняют. Многим памятно торжественное заявление Николая Полежаева, заверившего, что в 2013 году в Калуге не останется ни одной не отремонтированной дороги. Но вот наступил долгожданный год, и…сроки снова передвинулись. Не беда, большинство калужан даже не удивилось.

Однако переживать не стоит, до светлого будущего нам осталось всего чуть-чуть. На пресс-конференции в агентстве «Комсомольская правда - Калуга» Андрей Белозеров, председатель комитета дорожного хозяйства , рассказал, что

в Калуге осталось отремонтировать всего-то 40% дорог. Осилить такие объемы за один присест у города силенок не хватает, поэтому и решено обходиться боле скромными показателями – по 10-13% в год. То есть, через четыре года улицы Калуги имеют все шансы стать образцово-показательными. И, возможно, действительно станут таковыми, если только на ранее залатанном асфальте не появятся новые прорехи.

Дело в том, что гарантийный срок эксплуатации нового покрытия (ЩМА-15) составляет всё те же 5 лет. Разумеется, при хороших условиях щебеночно-мастичный асфальтобетон должен прослужить 10 лет, но кто знает, как оно выйдет на практике? При этом честность подрядчиков, заведовавших крошащимися дорогами, ни у кого не вызывает сомнений. Можно даже обойтись без лабораторной экспертизы: на глаз видно, что сработали честно, с соблюдением всех ГОСТов и СНиПов.

Но даже если работы ведутся в обход норм и правил, недобросовестному подрядчику нужно очень постараться, чтобы попасть в «черный список». Печально известное ООО «Космосавиаспецстрой», ремонтировавшего улицу Глаголева и Грабцевское шоссе, в этом году опять рвется в бой. Несмотря на отвратительное качество работы и дурную репутацию, разорвать контракт не так просто. Дело уже полгода находится на рассмотрении в Арбитражном суде, но пока решение не вынесено, поэтому в 2013 году ряд дорог будет ремонтировать этот же подрядчик. Отметим, за прошлогодние «труды» московская фирма официально по закону не получила ни копейки, так какой же «альтруистический» интерес заставляет ее снова выходить на торги?

Свои пять копеек на благое дело жертвует и бюрократия, бороться с которой никто не спешит. Поясним на примере ямочного ремонта. Сергей Тарасов, начальник ОГИБДД УМВД России по г. Калуге, подполковник полиции, рассказал, как в Калуге ведется война с ямами. Итак, на некой улице в асфальте обнаружена «дыра», о которой неравнодушные водители сигнализируют в ГИБДД. Дорожная инспекция сразу же снаряжает машину, задача которой выехать на место и зафиксировать яму. В тот же день управлению городского хозяйства выдается предписание устранить недостатки в течение двух недель. Если сроки срываются, вопросом  в дальнейшем занимается прокуратура, требующая засыпать яму уже в судебном порядке. Чудо чудное, диво дивное! ГИБДД жалуется прокуратуре на Городскую Управу!

Как говорится, был бы толк, но управу на Управу найти не так-то просто. Разумеется, причины «просрачивания» разные и совершенно «убедительные», потому что в начале надо определить, какой именно требуется ремонт, затем необходимо найти ответственного за проведение работ... Поиски крайнего длятся иногда месяцами! Словом, слишком много всяких «если» и «но», причем упрощения процедуры в обозримом будущем не предвидится.

В трагической роли виновника всех бед зачастую выступает водоканал. Его коварные сотрудники так и норовят провести аварийные разрытия на свежеположенном дорожном полотне, чтобы потом еще сто лет вокруг ямы красовались заградительные знаки. Одно дело – внезапное ЧП в виде разрыва трубы, но плановые работы по замене коммуникаций можно же согласовывать? Ответ один и тот же: «Да, переговоры ведутся и план-графики составляются».

Но в то же время создается впечатление, что водоканал – козел отпущения.

Почему неизвестны многочисленные подрядчики, стараниями которых у нас «модернизируется дорожная сеть»? Народ хотел бы знать героев в лицо.

Прекрасная идея, например, каждой яме присвоить имя ее «создателя» или установить «доску почета». Нет, нельзя – закон о персональных данных запрещает публичное наказание у позорного столба.

Вообще ямочный ремонт – отдельная песня, которую хором исполняют по всей Калуге. Но в чем смысл такой заплатки, пусть даже сделанной по нано-технологии с применением суперматериалов, если вокруг нее асфальт разваливается? В управлении городского хозяйства признают:

ямочный ремонт – мера вынужденная и толку от нее не так много, однако другого человеческий мозг не придумал. Ямы закатываются меньше, чем на сезон, но «лучше уж так, чем никак».

Резонно возникает вопрос: почему бы не сделать нормальные дороги сразу? Угадайте! Правильно, нет денег, да и сами калужане будут недовольны, если часть улиц так резко перекроют. Несомненно, у нас все делается ради благополучия граждан, поэтому лучше закапывать миллионы в ямы.

Другая причина головных болей автомобилистов – разметка. Она исчезает с дорог даже быстрее, чем асфальт! Оказывается, причина отсутствия разделительных полос и зебр в том, что рисуют их краской, которая при интенсивном автомобильном движении и использовании агрессивных реагентов не прослужит даже полгода. Теперь же ГОСТы изменились, и «срок действия» краски сократился до трех месяцев. Значит, обновлять разметку на дорогах будут чаще. В Москве же краску давно заменили на термопластик, который служит до двух лет, зато, по свидетельствам очевидцев, зачастую становится виновником ДТП – слишком уж скользкое покрытие. Калуге пока такие роскошества не по карману, да и класть качественный материал можно лишь на хороший асфальт… Поэтому автомобилистам придется довольствоваться холодным пластиком, обещающим служить верой и славой опять-таки полгода. Разумеется, оправдание до боли знакомое: более долговечных вариантов по бюджетной цене в природе не водится. Что ж, будем надеяться, что если асфальт исчезнет, то останется хотя бы узкая полоса разметки. При таком раскладе логично делать дороги из термопластика, зачем мелочиться?!

Если водители стонут от качества дорожного покрытия, то пешеходы плачут из-за отсутствия в Калуге хорошей ливневой канализации.

Зловещие зарешеченные дыры встречаются на улицах довольно часто – примерно по одной через версту, а пропускная способность канализационных труб рассчитана разве что на грибной дождик.

К счастью, в лужах пока еще никто не утонул, поэтому в Управлении городского хозяйства обещают эти самые трубы регулярно прочищать. Расширять ливневые стоки на отремонтированной улице Кирова, сами понимаете, никто не спешит. Проектную ошибку признают, но «расхлебывать» последствия криворуких и косоглазых инженеров придется простым калужанам. Поэтому резиновые сапоги и надувные лодки, купленные на случай весеннего половодья, рано прятать на антресоли: э-хе-хей, у нас впереди еще летние ливни!

Для успокоения нервов недовольным калужанам, слишком громко поминающим всех матерей на каждом повороте, доброжелательные сограждане советуют нагрянуть с дружеским визитом в соседние области: не переживайте, товарищи, им еще хуже живется!

Калужская область богатеет с каждым днем, бюджет растет как на дрожжах, но почему же при столь впечатляющих экономических успехах люди вынуждены соревноваться в прыжках через ямы и ухабы?

По городу уже давно ходит байка об одной немецкой компании, которая якобы предлагала сделать дороги по образцу европейских: будут служить по гарантии до тридцати лет! Кто уж теперь разберет, было ли это на самом деле… Но даже в историческом анекдоте есть доля истины. Варяги действительно не спешат ремонтировать российские дороги: слишком уж пугают их бюрократические городушки и загадочная система госзакупок. Зато отечественные подрядчики и в ус не дуют – для них калужская «микрофлора» самая что ни на есть благоприятная.

Подводя итог, отметим, что в этом году на текущий ремонт улично-дорожный сетей выделяется 591 млн рублей! И мы считаем, что калужане готовы были бы согласиться с громадными тратами, более того, они даже были бы готовы потерпеть месяц-другой и объезжать закрытые на ремонт улицы, лишь бы у нас в городе появились хорошие дороги! К сожалению, судя по опыту предыдущих лет, нам, видимо, придется мириться со всем вышеперечисленным, только результат, скорее всего, останется до боли знакомым.