back b
image

Эффективность помощи

архивная
12:34
Эффективность помощи

10 июля Государственная Дума России большинством голосов ратифицировала присоединение России к ВТО. Для многих отечественных производителей, особенно на селе, этот день стал воплощением их худших ожиданий. Общеизвестно, что сельское хозяйство России без поддержки государства неконкурентоспособно на мировом рынке. И, вполне понятно, что многие фермеры сейчас задают себе вопрос: что же будет теперь, когда Россия вступает в ряды Всемирной торговой организации, членство в которой требует отказа от политики протекционизма, или иными словами снятия экономических барьеров для импортных товаров.

Но так ли уж все мрачно выглядит в действительности? Попробуем разобраться в том, какие перспективы на самом деле возникают в новых реалиях перед отечественным сельским хозяйством и, что не менее важно, перед теми отечественными компаниями, которые уже много  лет осуществляют снабжение селян ГСМ (горюче-смазочными материалами) по льготным ценам.

Итак, обо всем по порядку. Членство в ВТО отнюдь не означает отказ государства помогать отечественному производителю. Без государственной поддержки сельское хозяйство практически любой развитой страны обречено. Красноречив пример Японии – вторая экономика мира, и, тем не менее, планово убыточное сельское хозяйство. Конечно, природные условия островного государства очень благоприятными не назовешь, но в России они не многим лучше.

Таким образом, механизмы дотирования сельского хозяйства не исчезнут вовсе после вступления в ВТО, но они  существенно изменятся. Главная задача – сделать эти механизмы более эффективными. Вот почему планируется изменить механизм отпуска ГСМ сельхозпроизводителям, перейдя к прямому субсидированию фермерских хозяйств. Это позволит сделать поставки более прозрачными, тем самым упразднив главный «минус» действующей системы.

Не секрет, что до сих пор отпуск топлива по льготным ценам в период весенне-осенней страды нередко порождал немало вопросов. Подчас ситуация попадала в разряд скандальных. Например, в мае стало известно, что аграриям Омской области некие таинственные «бизнесмены» предлагали подавать заявки на получение льготного топлива с намеренно завышенными объемами. Неудивительная расторопность, если учесть, что разница между рыночной и льготной ценой тонны топлива достигает 10 тысяч рублей. Увы, но мошенники подобного рода, действуют не только в Сибири.

Полная прозрачность и контроль на всех стадиях поставки топлива от НПЗ до конкретного потребителя на  селе – наиболее эффективный способ избежать таких ситуаций. Поддержку должны получать сельхозтоваропроизводители, а не спекулянты. Здесь показателен пример взаимодействия ТНК-ВР  с департаментами сельского хозяйства в тех аграрных регионах, куда компания  отгружает льготное топливо (а их не много ни мало - 10). Сейчас компания и местные власти завершают подписание соглашений о сотрудничестве, в которых отдельно прописаны пункты, касающиеся совместного контроля над поставками льготного топлива. Ведь обе стороны заинтересованы, чтобы оно направлялось именно на поддержку села.  Так, согласно этим документам, покупатель обязуется использовать нефтепродукты, приобретенные по льготным ценам (а льгота существенная -  20 процентов от рыночной цены), только в целях проведения комплекса сельскохозяйственных механизированных работ в полевых условиях. Запрещается передача приобретенных нефтепродуктов третьим лицам, а также хранение приобретенных нефтепродуктов в емкостях  АЗК\АЗС. Поставщик же вправе осуществлять проверки выполнения покупателем данных условий. И в том случае, если окажется, что покупатель условий не выполняет, поставщик вправе не только расторгнуть договор и прекратить поставки нефтепродуктов в адрес покупателя, но и произвести перерасчет стоимости уже поставленных нефтепродуктов. Региональные власти, со своей стороны,  готовы предоставлять списки конкретных сельхозпроизводителей с указанием площадей обрабатываемых земель и требуемых объемов топлива, чтобы исключить возможность использования серых схем в ходе реализации соглашений.

Объясняя последовательную позицию компании, первый заместитель Исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке и

торговле Амир Фейзуллин заявил:

- Мы понимаем, что для некоторых бизнесменов и руководителей  велик соблазн решить собственные вопросы за счет «льготных» ресурсов Но должны подчеркнуть, как делали это неоднократно и ранее на протяжении многих лет – топливо по льготным ценам отпускается для решения, в первую очередь, государственных задач. Это – помощь селу и обеспечение продовольственной безопасности государства. И мы готовы, если того потребует ситуация, пойти на усиление контрольных мер. Наша общая задача - исключить возможность спекуляции льготным топливом. В этом вопросе мы находим полное понимание с органами власти регионов.

Следует отметить, что в отдельных регионах – как, например, в Саратовской области – ТНК-ВР обеспечивает снабжение селян ГСМ по льготным ценам на протяжении многих лет, фактически – с момента своего появления в регионе. В целом по стране только в июле-сентябре этого года предприятия ТНК-ВР поставят сельхозпроизводителям   254 тысячи тонн дизельного топлива и 5,7 тыс. тонн   автобензина по льготным ценам. Кроме Саратовской областиподдержка распространяется на сельское хозяйство Калужской, Костромской, Курской, Ростовской, Рязанской, Волгоградской, Тульской, Ярославской областей и республики Карелия.

Так что оставлять производителей сельхозпродукции «один на один» с рынком никто не собирается. Но  эффективность этой помощи зависит от совместных усилий тех, кто помощь предоставляет и тех, к кому это помощь адресована.

Какую же государственную поддержку смогут получить калужские сельскохозяйственные предприятия в новых условиях?

Тамара Кожан, депутат Законодательного Собрания Калужской области, уверенна, что Россия получит все бонусы от вступления во Всемирную торговую организацию в долгосрочной перспективе. Поэтому уже сейчас для аграриев будут предусматриваться дополнительные льготы, субсидии и преференции при получении земли и продаже сельхозпродукции, новый порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета. Кроме того, новые условия предполагают  компенсацию до 35- 40 % затрат из федерального бюджета на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования,  необходимого для перехода отечественных предприятий на современные энергосберегающие технологии. Они помогу обеспечить устойчивый рост урожайности, продуктивности животных и сохранение природной среды.

Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Николай Панков  заостряет внимание на изменениях в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Теперь сельхозпредприятия, которые попадают под банкротство, нельзя будет продавать по частям.  Сейчас еще в случаях банкротства с предприятий распродаются отдельно строения, отдельно сельхозтехника. «Мы предлагаем другой путь, - сообщает Николай Панков, - Предприятие, которое подлежит продаже  - рассматривать исключительно, как целостную единицу. Это позволит сберечь хозяйства от разорения и сохранить рабочие места. Кроме того, законом к участию в торгах предлагается допустить региональные и муниципальные власти, на чьих территориях расположены такие сельскохозяйственные организации, и повысить размер долга, при котором может открываться банкротство с 1 до 10  миллионов рублей. Принятие закона позволит резко сократить число обанкротившихся хозяйств, что наиболее актуально при вступлении России в ВТО», - добавил Панков.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежды Школкиной,  правительству предстоит большая работа по изысканию в бюджете ресурсов по увеличению финансирования Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г.  в соответствии с разрешенным уровнем поддержки, предусмотренным Соглашением ВТО. Надежда Школина полагает,  что в бюджете к 2013 году на Госпрограмму по АПК необходимо предусмотреть сумму эквивалентную 9 млрд. долларов (сегодня эта сумма составляет около 5,6 млрд. долларов).

Вероятно, специально для сельскохозяйственных предприятий будут предусмотрены и субсидии из федерального бюджета на единицу готовой продукции, например, 5 рублей на 1 литр товарного молока высшего и первого сорта (аналогичную меру целесообразно распространить и на мясо).

Тамара Кожан отмечает, что настало время изменить систему государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и вместе с субсидированием процентных ставок по кредитам, организовать льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей, участвующих в социальном развитии села (устройстве дорог, газификации, проведении сети Интернет).

Начальник отдела осуществления государственных полномочий в области земледелия Министерства сельского хозяйства Калужской области Анатолий Николаевич Антонов утверждает, что уже сейчас все сельскохозяйственные

предприятия Калужской области получают льготное дизельное топливо от ОАО «ТНК-ВР» для проведения работ в полевых условиях. Так, только в период с июля по ноябрь 2012 года сельскохозяйственные товаропроизводители нашего региона получат 8,70 тысяч тонн дизельного топлива с 20% скидкой, что уже начинает сказываться положительным результатом на экономии средств предприятий.

Но на этом государственная поддержка российского агропромышленного комплекса далеко не заканчивается – впереди новые проекты, призванные помочь сельскому хозяйству страны не только оставаться «на плаву» в условиях ВТО, но и стать конкурентоспособными, процветающими предприятиями.