back b
image

Как наши предки понимали роль куклы в жизни ребенка?

архивная
07:34
Как наши предки понимали роль куклы в жизни ребенка?

Выставка "Традиционная игровая кукла" проходит в Калужском Доме музыки с 20 марта по 10 апреля. Основная часть экспозиции выставки составлена из этнографического материала мастеров традиционной игровой куклы Людмилы Орловой (Киев) и Татьяны Басовой (Москва).

На выставке представлены и сохранившиеся образцы игровой традиции из таких городов, как Санкт-Петербург, Сергиев-Посад, Тула, Иркутск и др. Не остались в стороне мастера из Калуги и Калужской области. В частности, Римма Тарасова покажет образцы игровой куклы  из собрания музея-усадьбы «Берегиня».

С 22 по 24 марта в Доме музыки также состоятся семинары и мастер-классы с участием мастеров по традиционной игровой кукле из различных регионов России и Калужской области. Участниками семинара будут затронуты вопросы повышения культуры родительства посредством использования рукотворной игрушки в системе воспитания ребёнка, а также представлена методика использования традиционной игровой куклы в работе с детьми.

Все дети испокон веков играют в куклы, однако сегодня – в пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше на Руси заботливые материнские или бабушкины руки  делали кукол из тряпок, бересты, льна и веточек. Но куклы – это больше чем просто игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение.

У наших предков был и особый метод изготовления кукол для ребенка. Как правило, будущая мама еще до рождения ребенка уже готовила для него куклу из своих старых вещей, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы «согреть» колыбельку, мама клала в нее самодельную куклу. А после рождения кукольная малютка-Кувадка вывешивалась у колыбели младенца и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Кукла для ребенка должна была быть обязательно маленькой, такой, чтобы он мог её видеть целиком. Сегодняшние родители зря стремятся купить игрушки побольше и подороже, ведь они – пустые. Для маленького ребёнка будет роднее куколка из тряпочек, скрученная любящими материнскими руками. В старину считалось, что игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было, по поверью, «застудить душу». 

Каждая из кукол несёт определённый образ и играет важную роль в жизни ребенка. Например, зайчики – таких  куколок мама, бабушка или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутков, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один. Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что происходит в душе,  пожаловаться, если что не так.

Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходили из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов. А вот кукла Каша – особый мешочек с ножками-ручками, перетянутый красной ниткой, ростом с горшочек.
На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица делала сама).

К слову, игрушки, которые сопровождают ребёнка, во многом и сегодня определяют, кем он  вырастет - цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком.

Помимо игровых кукол в народной традиции различали обрядовые, обережные, целительные куклы. Большинство из них были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

Куклы появлялись в жизни наших предков с рождением, они развивали не только его миропонимание, но и оставались верными друзьями, а материнская теплота, вложенная в самодельную куклу, оберегала ребенка.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

 

X