back b

Донецкий врач стал участником спецпроекта "Неизвестные герои"

Новости России
16:46
10 328 просмотров
Татьяна Дианова
Фото: Вадим Оноприенко
Фото: Вадим Оноприенко

Донецк - миллионный город со своей историей вот уже почти 9 лет находится на линии огня, однако продолжает жить своей жизнью. Несмотря на военные действия, многие жители города остались здесь. Среди них - донецкий врач Вадим Оноприенко. Он стал участником спецпроекта "Неизвестные герои", ведь даже после получения ранения, он продолжает помогать людям. 

Вадим работает в травматологическом центре центр (РТЦ) на улице Артёма. Это самый центр города, а протяжённость улицы очень большая. На Артёма есть железнодорожный вокзал, парк отдыха, рынок, администрация, много вузов, торговых центров, библиотек, театров. Военных объектов здесь нет, однако обстреливается улица регулярно.  

Сам Республиканский центр находится в нескольких домах от дома, где 8 октября прошлого года был разрушен снарядом дом. Приходить на работу в больницу опасно, потому что никогда не знаешь, куда ещё попадёт снаряд. 

Травматологический центр не раз попадал под обстрел как в 2014, так и в 2022 году. В последний раз в больнице выбило 40 окон, а также были повреждены машины "скорой", однако медики продолжают здесь работать и спасать людей. В том числе и Вадим Оноприенко. 

 

Детство

С раннего детства судьба Вадима была предопределена, так как он рос в медицинской семье. Отец, мать, дядя - все врачи. Даже 92-летняя бабушка до сих пор работает в поликлинике хирургом-травматологом. 

Многие сверстники Вадима хотели быть железнодорожниками, а вот Вадим не видел себя никем, кроме врача. Часто мама брала сына на приём в поликлинику, а летом - в пионерский лагерь, где заведовала медпунктом. Там Вадим и начал приобщаться к медицине. 

"В Советском Союзе никто не говорил, что врач — это неблагодарная профессия. Наоборот, быть врачом считалось престижно. Врачей все знали и уважали. И зарплаты были хорошие", - говорит Вадим. 

 

Учёба

Чтобы иметь возможность поступить в медвуз, девятый и десятый класс Вадим работал санитаром в железнодорожной больнице. 

В Донецкий медицинский институт Оноприенко поступил с первого раза. Однако своим главным и лучшим университетом врач считает донецкий травмпункт, куда устроился еще на четвертом курсе. Именно поэтому Вадим и выбрал специализацию травматолога. 

Начало пути

Первую операцию Вадим помнит в мельчайших деталях. У пациента был вдавленный перелом черепа. Опытный хирург стоял рядом с Вадимом, подсказывал ему, наблюдал, а тогда ещё молодой интерн выполнял всё точно и старательно. После этого него были сотни других операций разной степени сложности.

Личная жизнь

На 4 курсе Вадим женился, и вскоре в его семье родился первенец. Сейчас сыну уже 28 лет, и он тоже врач. У Вадима позже родилась девочки-двойняшки. Несмотря на загруженность, Вадим всегда находил время на путешествия: с семьёй он объездил пол-Европы. 

А потом наступил 2014 год, и жизнь Вадима Оноприенко, его семьи и миллионов других людей изменилась, поделившись на "до" и "после".

Боевые действия

"До боевых действий я работал обычным врачом в травмпункте, а когда все это началось, многие доктора сбежали, и меня назначили заведующим отделением, а потом сразу заместителем директора Республиканского центра травматологии", - вот так хирург Оноприенко рассказывает о том, что происходило в Донецке в 2014 году.

По его словам, осенью 2014 года все было намного страшнее. Это было тяжелое время. К сентябрю из штата больницы в 700-800 человек осталось не больше 140.  Остальные разбежались. Вокруг Донецка были бои, город обстреливали, а самых тяжелых раненых везли в "травму".

Дежурить приходилось по трое суток подряд. После одной операции, врач сразу же приступал к другой. Зарплату не платили, и никто не знал, что будет дальше. 

1 декабря 2014 года в дом, где жила семья доктора, прилетела "градина". Она попала в квартиру на том же этаже, но в соседнем подъезде. На этот раз пронесло.

 

"Давай принимай, давай быстрее, давай…!" - вот только это я два месяца и слышал", - вспоминает Оноприенко. Но постепенно люди начали возвращаться, и стало легче.

Спецоперация

После 2015 года мирная жизнь в Донецке начала налаживаться. Однако с началом спецоперации все опять изменилось. Снова начали пребывать раненые. Нагрузка на враче опять возросла в разы. Однако опыт предыдущих лет давал о себе знать. Работа врачей стала более слаженной. 

"На случай массовых поступлений у нас сформированы дополнительные хирургические бригады, чтобы максимально сократить время пребывания пациента без оказания помощи", - объясняет принципы сортировки Вадим Игоревич.

Но совершенствуются не только принципы и методы оказания помощи, а также и орудия убийства. Увечья становятся тяжелее. Если в 2014-2015 годах было больше амбулаторных пациентов, которых после оказания помощи можно было отпустить домой под наблюдение, то теперь стало больше тяжелых, нуждающихся в длительной госпитализации.

От мин страдают в основном мирные жители. Наступить на взрывное устройство, сброшенное с украинского беспилотника, можно даже гуляя во дворе с собачкой.

Очень много ампутаций, а протезы взять негде. Завод, который во времена СССР выпускал протезы, забрал украинский олигарх Ринат Ахметов и перестроил его под выпуск и продажу обуви.

Случаи бывают самые необычные. Иногда неразорвавшийся боезапас застревает в теле пострадавшего. Тогда хирургам приходится извлекать его во время операции, что очень опасно не только для пациента, но и для медицинского персонала. В таких случаях врачи работают в касках и бронежилетах

При этом в больнице очень часто не бывает воды и случаются отключения электричества.

Откуда берутся силы?

Хирург во время операции может испытывать не только нервное напряжение, но и усталость. Врачам приходится стоять перед операционным столом по 6 часов с инструментами в руках. Для выдерживания такой нагрузки необходимо поддерживать форму. 

Вадим Оноприенко - сильный человек. Он всегда был физически развит. Врач не курит, не пьёт, следит за питанием, а также с 16 лет занимается бодибилдингом. Даже в самое тяжёлое время врач находил время для тренировок. У него есть и спортивная цель:

"Я никогда в соревнованиях не участвовал, хотя всю жизнь этого хотел. Мне скоро 50, и я хочу принять участие в соревнованиях ветеранов. Мой тренер меня сейчас к этому готовит", - рассказал Вадим. 

 

Творчество

Вадим Оноприенко также занимается творчеством. Он написал 3 книги и около сотни картин.

"Поехали как-то с семьей на море отдыхать, погода была плохая. Купил детектив, почитал и думаю: а что, я не могу так написать? Взял и написал…Детектив "Поймать призрака" вышел тиражом три тысячи экземпляров",  - вспоминает врач.

Следующая книга была уже намного серьезнее, и работал над ней Вадим девять месяцев. В соавторстве с Константином Антощуком написал и издал подробную и прекрасно оформленную историю Дебальцево к 125-летнему юбилею родного города.

Третью книгу - еще один детектив - Вадим почти закончил, но не стал ее дописывать, потому что посчитал её хуже первой.

Теперь врач вот собирает материал для монографии "Работа травматологического пункта в военное время".

После интервью

Известно, что пока выходил материал про Вадима, его ранили, однако врач продолжает работать. 

"У вас в Москве проблемы, что Zara ушла и другие бренды, а тут люди гибнут, становятся калеками и бомжами каждый день. После того как Украина получила от НАТО тяжелую артиллерию, город накрывается абсолютно весь. Безопасных мест в городе нет вообще. Но я остаюсь здесь", - сообщил Вадим.