Рано или поздно в каждой семье наступает пора, когда дети начинают вести свой собственный бюджет, формирующийся на основе полученных карманных денег. Неизбежно появляются сложные или вовсе неудобные вопросы к взрослым, ответить на которые зачастую непросто, но и оставлять их без внимания не получится. Как же правильно рассказывать детям о деньгах и при этом избегать ссор? Как сформировать у ребенка здоровое отношение к финансам? Попробуем разобраться.

1. Какая у вас зарплата?

Бывает, что дети начинают спрашивать родителей об уровне их доходов еще в детском саду или начальных классах. Среди сверстников они могут услышать разговоры и споры из разряда «кто богаче». Отвечая детям на подобные вопросы, стоит помнить о главном: называть точную сумму, имеющуюся в распоряжении у семьи, не стоит. Во-первых, из соображений безопасности: ребенок может проговориться об этом посторонним людям. Во-вторых, если родители сами похваляются доходом, возводя этот аспект в главное достижение жизни, то их дети начнут вести себя высокомерно. А потому для описания уровня зарплаты стоит использовать подобные определения: зарплата достойная, конкурентоспособная, средняя, как у большинства.

2. Почему мой друг живет беднее/богаче?

Ответить на подобные неудобные и некорректные вопросы все же придется. Дети видят, что кто-то из друзей получает в подарок последнюю модель айфона, а кто-то донашивает одежду старшего брата. Нужно постараться объяснить, что деньги – это лишь средство, а не цель, и не стоит оценивать, хороший человек или плохой, по уровню его достатка. Кроме того, в семье важно не только наличие материальных ценностей, но и дружба, счастье, любовь, поддержка, внимание, проведенные вместе выходные – это нельзя купить за деньги. Нужно научить ребенка прежде всего ценить такие нематериальные ценности. Также стоит объяснить, что работа предназначена не только для получения денег. Это еще и возможность приносить пользу миру, обществу, а также способ делать по жизни то, что нравится, к чему есть способности и талант. Каждый взрослый определяет сам, чем ему хочется заниматься, и зарплата в этом вопросе не всегда стоит на первом месте.

3. Почему вы мне не платите за помощь по дому или хорошие оценки в школе?

Действительно, проблемы уборки в доме или успеваемости решаются куда проще, если детям за это платят, однако такой путь, по мнению психологов и опытных родителей, ведет к еще большим трудностям. Запомните, что платить за помощь по хозяйству или хорошие оценки нельзя! Заботы об общем доме не должны превращаться в наемный труд, ведь тогда пропадает основа семьи – бескорыстная любовь. Зачастую дети, которым платили за уборку, начинали попросту вымогать деньги за любое движение, даже за просьбу принести воды. В таких ситуациях у детей сформировалось потребительское отношение к родителям.

Ребенку следует объяснить, что выполнение домашних дел – это естественный процесс, ведь родителям никто не доплачивает за это. Все члены семьи трудятся для общего комфорта и счастья в доме, чтобы всем было хорошо и приятно в нем жить.

Деньги за оценки в школе также формируют неправильное отношение к учебе. Ребенок посещает занятия, чтобы набраться опыта и навыков, которые помогут ему в жизни, а не ради денег. Однако поощрения за успешную учебу или добросовестный труд по дому все же необходимы. «Премией» должны стать слова благодарности, похвала, а также долгожданный подарок, экскурсия, развлечения.

4. Дадите мне деньги на карманные расходы?

Как научиться кататься на велосипеде без велосипеда? Никак. Та же ситуация и с деньгами: не давать ребенку карманные деньги, потому что он не умеет ими правильно распоряжаться, - путь в тупик. Наш опыт обращения с деньгами формирует нас и в будущем. Чем раньше ребенок научится правильно распоряжаться деньгами, тем быстрее он станет самостоятельным, ответственным и сформируется как личность. Поэтому выдавать школьнику деньги просто необходимо.

Стоит привлекать ребенка к обсуждению и планированию бюджета и семейных трат. Так дети могут почувствовать свою значимость. По мере взросления можно более подробно вводить ребенка в курс экономической жизни семьи. Кроме того, школьник должен понимать, сколько денег и на какие нужды тратит семья, например, коммунальные услуги, продукты питания, одежду и прочее. А потому полезно ходить вместе с ним в магазин, приучая делать покупки, а также давать возможность самому выбирать и платить за продукты, в том числе и банковской картой – ведь это уже неотъемлемая часть современного мира.

5. Наличные или карта?

Обычно регулярная выдача карманных денег совпадает с началом учебы в школе. Сперва это могут быть небольшие наличные, но гораздо удобнее затем перейти на использование банковской карты. Она может быть открыта ребенку в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Детская карта до наступления 14 лет выдается как дополнительная к счету родителя, у ребенка есть определенные ограничения на ее использование. Так, мама с папой могут не только в любой удобный момент пополнить баланс детской карты и выручить свое чадо, но и наложить определенные запреты. К примеру, установить лимит на ежедневные траты, запрет на интернет-покупки, а также при помощи sms-оповещения или в своем онлайн-банке проследить историю расходов, совершаемых ребенком. Кроме того, использование детской банковской карты гораздо безопаснее: не стоит беспокоиться, что школьник забудет взять сдачу в магазине, его деньги украдут в раздевалке, или он сам потеряет их по дороге. Детская карта от Райффайзенбанка удобна и проста в использовании: расплачиваться за покупки можно и с помощью смартфона!

Современная практика показывает, что приучать ребенка к распоряжению своими карманными деньгами гораздо удобнее при помощи банковской карты, движение финансов по которой могут проверять и контролировать родители.

6. Сколько денег вы мне можете дать?

Если ваше чадо приводит в пример суммы, полученные в распоряжение ровесников, стоит учесть, что эти истории могут быть выдумкой или преувеличением (как со стороны приятелей, так и со стороны вашего ребенка). А потому размер финансовой помощи школьнику определяете только вы. Естественно, что по мере взросления растут и расходы, но чем старше ребенок, тем реже можно выдавать деньги. К примеру, первоклашке стоит получать ежедневно и понемногу (или же устанавливать строгие лимиты по детской карте), а подростку можно выдать и крупную сумму, но на весь месяц сразу. Так школьник будет учиться распределять свои доходы и расходы. Но сумма должна быть фиксированной!

Так сколько же следует выдавать? Карманных денег ребенку должно хватать на нужды в школе и на собственные небольшие траты. Рассчитать правильную сумму нужно вместе с ним, учитывая доходы семьи, потребности школьника и ваше желание.

7. Как научиться копить деньги на большую покупку?

Понять, умеет ли уже ваш ребенок распоряжаться деньгами, можно по тому, удается ли ему откладывать часть средств на подарки близким. Быстро научить ребенка финансовой ответственности и навыку накопления можно при помощи все того же смартфона. В этом году впервые в России было запущено финансовое приложение, разработанное специально для детей, - Райффайзен-Start. Игровое меню и удобный сервис позволяют детям легко:

  • Контролировать расходы и накопления на цели.
  • Вести кошелек расходов, анализировать частые покупки и их целесообразность, а также планировать неотложные траты.
  • Записывать все полученные доходы.
  • Составлять свой список желаний и целей. Его можно показать родителям и близким, чтобы они точно знали, что стоит подарить на праздник, или на что помочь накопить.
  • Задавать цели накоплений, выстраивать приоритеты и очередность покупок, визуализировать мечту и копить на ее покупку.
  • Отправлять запрос одному из родителей на пополнение баланса карты в любой, удобной для ребенка форме.
  • Устанавливать пароль для безопасного входа в приложение (ребенок может также входить в приложение по отпечатку пальца).
  • Выбрать своего помощника – забавного мультяшного персонажа, который будет готов подбодрить и дать важную подсказку или напоминание.

Мобильным приложением может пользовать любой ребёнок, а в сочетании с детской картой оно позволит ребенку быстро и безопасно научиться распоряжаться карманными деньгами и получить основы финансовой грамотности.

Помните главное! Не стоит избегать неудобных вопросов о деньгах. Лучше расскажите на простых примерах о том, что такое деньги, о значимости нематериальных ценностей, научите детей самостоятельно распоряжаться финансами и достигать цели, накапливая самостоятельно на большую и долгожданную покупку, не забывайте и о контроле. Облегчить эти задачи помогут современные банковские технологии.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии

Н
05.06.2018, 16:09
Отличная есть сказка детям о деньгах, София и Финик в стране финансов называется. Теперь моя восьмилетка банкомат от терминала отличает, про безналичный оборот бабушке загибает и знает, откуда деньги на кредитке берутся! А еще клевый язык у автора - вроде профессионально все объясняет, но так легко, просто и понятно!
В опросе уже проголосовали 102 раза
Их этому учат в школе, мы не задумываемся о такой проблеме.
26%
Мы научили ребенка вести тетрадь учета доходов и расходов, так он лучше понимает, на какие глупости не стоит тратиться.
37%
У него есть детское мобильное приложение на смартфоне, при помощи которого он учится управлять деньгами и копить на что-то серьезное. К приложению привязана его личная банковская карта.
36%