Что не так с ярмаркой на Герцена?

эксклюзив
15:05
1 270 просмотров
Дина Чернова

На прошлой неделе мы писали о том, что калужане обратились к депутату Городской Думы Сергею Зеленову с просьбой сохранить ярмарку у дома 27 по улице Герцена. Авторы обращения аргументировали свою просьбу тем, что эта точка торговли никому не мешает, а местные жители имеют возможность приобретать свежие овощи, фрукты, мясо и молоко. Под обращением подписались 552 человека. 

После публикации этой новости наши читатели стали задавать вопросы. Кто эти 552 человека? Почему им так важно сохранить эту ярмарку? И действительно ли за скромной торговлей стоят обычные пенсионерки? 

Скромный «бабушкин» рынок неожиданно оказался предметом скрытой борьбы и даже интриг. В распоряжении Kaluga-poisk.ru оказались копии обращения и подписей калужан, которые якобы желают сохранить ярмарку. После внимательного изучения документа, а также личного посещения мини-рынка, появились серьезные вопросы, которые выходят за рамки поверхностного взгляда на ситуацию.

Кто торгует на Герцена?

Большинство резидентов ярмарки на Герцена перебрались с городского рынка, располагавшегося в купольном здании в центре города. К слову, сейчас городской рынок находится на Грабцевском шоссе. Индивидуальные предприниматели, представители фермерских хозяйств поселились на первом этаже здания на Герцена. Здесь торгуют овощами и фруктами, рыбой, мясо-молочной продукцией, сухофруктами и специями. 

Другая категория обитателей мини-рынка — бабушки. Они продают плоды собственного хозяйства. Здесь и овощи, и зелень, и цветы, и консервация. 

На рынке действительно много людей из числа тех, кто с недоверием относится к продукции магазинов и отдает предпочтение натуральным, «фермерским», «экологически безопасным» продуктам. Но действительно ли добавление слов «фермерский» и «со своего огорода» автоматически делает товары безопасными?

Съедобное-несъедобное

Первое и главное требование для подобных объектов торговли — это безопасность во всех ее аспектах. В первую очередь, речь идет о соответствии продукции санитарным требованиям. При мини-рынке на Герцена лаборатория проверки качества на данный момент отсутствует, а ряд продавцов зачастую не может предоставить соответствующие сертификаты и документы на свои товары, медицинские книжки. Не будем забывать и о природных факторах - пыль и палящее солнце не могут положительно влиять на «бабушкины дары».

Кроме того, помещение должно отвечать требованиям противопожарной безопасности. Есть ли стопроцентная уверенность в том, что объект на Герцена этим правилам соответствует? И приспособлен ли он для торговли вообще? Проходили ли на объекте необходимые проверки?

За последние годы в нашей стране произошли чудовищные трагедии, причиной которых стали именно нарушения правил противопожарной безопасности. «Зимняя вишня» и множество других происшествий, которые просто не получили такой широкой огласки - результат формального подхода к жизненно важным вопросам. И если такое отношение к безопасности имеет место в крупных объектах, таких как торговые центры, то что и говорить о местечковых точках. 

Казалось бы, печальные события и их причины должны были навести на мысль о том, что безопасность — это не просто формальность. Неужели, несмотря на все это, люди продолжают молить о сохранении этого рынка? Или вникать в проблему слишком сложно - сложнее, чем не глядя поставить подпись? Кстати, о подписях.

Кто подписал?

Если прочесть обращение и уделить особое внимание подписям под ним, можно всерьез озадачиться некоторыми вопросами.

В тексте обращения его авторы называют себя жителями центра. Конечно, где начинается и заканчивается центр Калуги — вопрос спорный. Однако в контексте проблемы логично предположить, что речь идет о жителях близлежащих домов и улиц, которым удобно посещать именно этот рынок: Герцена, Суворова, Рылеева, Кирова. В списке подписантов мы видим жителей улиц Генерала Попова (Правобережье), Грабцевского шоссе, Вишневского (Анненки), деревень Колюпаново и Мстихино. Центр Калуги простирается так далеко?

Предположим, что инициаторы допустили оплошность и невольно забыли о жителях отдаленных районов. Но какая острая необходимость приводит, скажем, людей с Генерала Попова в центр за помидорами? При том, что на Правом берегу есть собственный рыночный комплекс. Он же, к слову, ближе и для жителей Колюпаново. 

Допустим, есть люди, которые с окраин Калуги бегут сломя голову за мясом на Герцена. Но реальные ли это люди? При проверке указанных адресов в Яндекс.Картах обнаруживаются удивительные вещи. Так, по адресу с указанием квартиры находится не многоквартирный, а частный дом. Некоторые адреса и вовсе отсутствуют на карте.

Если присмотреться к почеркам людей, которые якобы оставили свои подписи под обращением, может сложиться впечатление, что многие из них сделала одна и та же рука. С учетом уже выявленных сомнительных моментов, этот наблюдение уже не кажется совпадением и не вызывает доверия.

Возникает очередной, но закономерный вопрос. Интересовался ли кто-то мнением жителей близлежащих улиц по-настоящему? Или решил просто прикрыться «мертвыми душами»?

Не удалить, а редактировать

Вопрос о том, нужна ли ярмарка на Герцена, не стоит. Такой формат торговли нужен, в нем есть реальная потребность. Муниципалитет, понимая это, принял решение создать мини-рынки и ярмарки в шаговой доступности в каждом микрорайоне. 

Вопрос же заключается в том, должны ли такие объекты оставаться в том виде, в котором они существуют сейчас. На калужан неумолимо надвигаются современные технологии, цифровизация, благодаря которым жизнь должна стать безопаснее, комфортнее, проще, «умнее». Так, в сфере торговли - это новые системы контроля качества, логистики, защиты, доступность информации. В свете таких амбициозных задач торговля «с лотков» выглядит как нелепый пережиток прошлого.

Как же сохранить рынок на Герцена в современных условиях? Возможен ли диалог общества и власти, консерваторов старой закалки и продвинутых чиновников? Первым придется принять новое время и увидеть в нем положительные стороны. Вторым необходимо остепенить поток нововведений, пока есть спрос на традиционные и привычные форматы. Взаимные уступки позволят правильно организовать деятельность ярмарки. Тогда и предпринимателю нечего будет бояться, и бабушка будет иметь свою копеечку, и потребитель будет уверен в том, что и где покупает.

Но можно ли об этом говорить, пока в самом сердце города стоит сомнительный в плане безопасности объект, который защищается «фейковыми» подписями? Это ли город будущего?