back b

Домашние тираны, комнатные деспоты и семейные изверги должны пропасть

Авторское мнение
08:13
568 просмотров
Юлия Старухина

С домашним насилием в нашей стране всё очень сложно. Потому что не принято "выносить сор из избы". Потому что "милые бранятся, только тешатся". Потому что "бьёт - значит любит".

Этот набор штампов вбит в головы целых поколений крепким молотом общественного мнения. И выковыривать эти гвозди из сознания придётся ещё ни одно десятилетие. Раньше семейным тиранам и деспотам грозил вполне реальный уголовный срок, и это имело довольно хороший сдерживающий фактор. После декриминализации домашнего насилия у многих домашних садистов просто сорвало крышечку. Ведь в нашей стране административка - это не страшно.

Конечно, полиция утверждает, что перевод домашнего насилия в разряд правонарушений идёт только на благо обществу. Мол, до уголовного дела такие инциденты доводить было проблематично, а вот работать с правонарушением получается гораздо оперативнее и действеннее. Правда, почему-то правозащитники с ними не согласны.

Вбитые постулаты "не выносить сор из избы" и "надо сохранять семью любой ценой" заставляет жертв насилия забирать заявления, прощать и дальше жить с агрессором. Правоохранители разводят руками, "на этом их полномочия всё". А забитые жертвы получают новые психологические и физические травмы. Некоторые вообще обзаводятся местом на кладбище.

И если за права детей ещё как-то борется опека, то ответственность за жизнь взрослых полностью лежит на них. Последнее время начали появляться кризисные центры для жертв домашнего насилия. Я специально не пишу "для женщин, пострадавших от домашнего насилия", потому агрессором может выступать и женщина. Просто об этом говорят ещё реже, чем о мужьях-извергах. Потому что "ты что, не мужик, с бабой своей разобраться не можешь?"

Сейчас рассматривается законопроект, вводящий профилактику семейно-бытового насилия. Если упрощать, то предлагаемый механизм действия будет следующим. Жертва испытывает физический/психологический вред или ей угрожают, что она его испытает. Жертва или третье лица сообщают об этом в полицию. Там "комнатного тирана" берут на заметку. Разговаривают беседу, а если не помогает, пишут жертве защитное предписание.

Такое предписание запретит агрессору как угодно контактировать с жертвой, искать её и продолжать издеваться. Если же агрессор упорствует, тут в дело вмешивается суд, выписывая уже судебное предписание. Оно поддерживает предыдущие ограничения и заставляет агрессора поработать с психологом. Кроме того, если есть возможность, агрессора временно отселяют от жертвы. Правда, только на срок действия предписания.

С одной стороны, замечательно, что этой темой начали заниматься. На первый взгляд - отличное начинание и здравый механизм воздействия. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Как будет контролироваться исполнение предписаний? Наряд полиции будет срываться по звонку каждой жертвы? Что-то очень сомнительно.

И вряд ли бумажка, которую выдадут жертве, сможет её как-то обезопасить. У нас не Америка, у нас такие аргументы особо в расчёт не берутся. Потому что механизм возмездия прихрамывает на все ноги. Получит нарушитель наказание, не получит - это ещё не известно. Может и пронесёт. Надежда на авось у нас в крови.

Но тенденция того, что о семейном насилии начали открыто говорить, не может не радовать. Ещё бы перестали клеймить "сами, дураки, виноваты"... Но не всё сразу.