image

Я - учитель. Смотрю на некоторых детей, слезы наворачиваются. Родители, ну как так можно?

мнение читателей

Думала, что в работе учителя самое сложное - это найти подход к детям, доносить до них материал, держать дисциплину в классе. Но по факту оказалось, что самым сложным моментом в работе являются родители, а точнее их отношение к собственным детям. От этого иногда слезы наворачиваются. Я сейчас не про неблагополучные семьи говорю. 

Я преподаю историю. Предмет интересный, спору нет, но не жизненно важный. Скажем так, без знания даты, когда Иван Грозный окончил свой земной путь, еще никто не умер. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои уроки были интересными, познавательными и разнообразными, но прекрасно понимаю, что из детей историю будут сдавать единицы. 

В отличие от многих учителей старой закалки, которые еще в мои школьные годы все, как под копирку, твердили об исключительной важности их предмета, молодые учителя понимают, какая сейчас нагрузка на детей. И что не каждый ребенок может тянуть на отлично вообще все предметы. И не всем детям это надо, вот что главное.

Некоторым детям, да и взрослым, очень сложно запоминать даты. Ну вот не приспособлен их мозг для того, чтобы запомнить череду цифр. А кому-то еще и сам предмет кажется скучным, такое тоже бывает. И в этом нет ничего страшного. 

Оценки я стараюсь ставить честно. Если вижу, что ребенок старается, но не тянет он никак на пятерку, я ее и не поставлю. Потому что уже поставила пятерку другому ученику, который отвечал гораздо лучше. С моей стороны будет нечестно ставить одинаково высокую оценку при значительно различающемся уровне знаний и подготовки. 

И каждый раз в классе есть несколько детей, у которых белеют губы, когда они слышат "садись, четыре". Не два, не три, а четыре. Дети еле сдерживают слезы, просят спросить их еще о чем-нибудь и не ставить четверку. А ты сидишь и понимаешь, что если сейчас спросишь, то станет только хуже, потому что у ребенка уже паника, он не сможет собраться. 

После урока к тебе подходит трясущийся маленький человек, который умоляет дать ему исправить оценку. Объясняешь, что оценка "четыре" значит, что он знает материал хорошо. Но вот до "отлично" не дотягивает. В этом нет ничего страшного.

А на тебя поднимают глаза, полные слез и шепчут "меня мама/папа прибьет". И все это таким голосом, что мурашки по коже. Успокаиваешь, как можешь, говоришь, что ничего не случится, а если у мамы/папы будут вопросы, пусть приходит ко мне, мы поговорим. 

И смотришь вслед уходящему ребенку, который голову опустил, ссутулился и стал казаться меньше. В горле комок стоит у самой, потому что сразу же ты начинаешь сомневаться в своих словах - а будет ли все хорошо, если ребенок так боится реакции родителей на обычную четверку?

На следующем уроке ребенок так хочет исправить свою "позорную" четверку, что тянет руку, волнуется, заикается, путается, не может собраться. И лучшее, что ты можешь для него сделать, это вообще не ставить ему оценку, потому что будет опять четверка или даже тройка. 

А потом приходит родитель ученика, начинает выяснять, почему у ребенка четверка. И все с такой агрессией, но не к тебе, а к ребенку. Он, наверное, не доучил? Или на уроке не слушает? Или, может, там была какая-то контрольная, которую он завалил? 

Ты говоришь, что четверка - это хорошо. Пересказываешь свою мотивацию при постановке оценки, но родитель слышит только то, что его ребенок ответил хуже. Ему этого достаточно, чтобы начать муштровать ребенка еще сильнее. 

Такая ситуация не исключительна. Не только я, но и многие мои коллеги отмечают, что в каждом классе есть дети, которых буквально трясет от любой оценки, если это не пятерка. А все потому что дети прекрасно знают реакцию своих родителей. Не обязательно ребенка бить, чтобы нанести ему травму, поймите вы это. 

Оценки в жизни не главное. Если у ребенка подвижный живой ум, то никому не интересно, какая оценка по истории у него была в школе. Он может не знать даты, путать формулы, забывать стихотворения после первого же абзаца, но это не отразится на его успешности. 

Не надо делать из ребенка психа, который нацелен не на обучение, а на получение оценок. Вы уверены. что ребенок реально понял параграф, а не затвердил его наизусть, лишь бы вы на него не ругались? Кому нужны эти оценки: вам, чтобы погордиться, какого умного ребенка вы вырастили, или ребенку, который по ним видит, где у него прорехи в знаниях?

Родители, пожалуйста, остановитесь в своей погоне за оценками. Вы рушите детям психику, а пользы от этого не будет никакой. Не вредите своим детям. Оценки в жизни не главное. Учитесь слушать и слышать своих детей. Я не хочу рисовать детям оценки из жалости, это никому не поможет.

 

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.