Асфальт закатают в интернет
По данным Росстата, с 1995 по 2008 год протяженность автодорожной сети в России почти не увеличилась, она выросла с 750 000 до 755 000 км, и железнодорожная сеть сократилась с 87 000 до 86 000 км. С 1989 по 2008 год объем морских перевозок упал в 4,8, а число авиапассажиров — в 2,1 раза; ввод в эксплуатацию жилья сократился на 34%, а подключение к энергосетям стало общенациональной проблемой.
«Инфраструктура у нас недофинансирована. Но, пока здесь не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам, тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью», – заявил Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию. Президент поручил правительству в 2010 году внедрить электронные торги в этой сфере, а также привести технологию строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами. «Нужно, кстати, рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для разработки наших регламентов строительства», – добавил президент.
Стоимость строительства инфраструктурных проектов в России завышена, признают эксперты.
В Европе строительство 1 км дороги, которая соответствует российским стандартам первой категории, будет стоить 8–10 млн евро, а в российских регионах этот показатель начинается от 15 млн евро для территорий с достаточно комфортным климатом.
Яркий пример завышения сметной стоимости – кольцевая дорога вокруг Петербурга, говорит гендиректор «Финэкспертизы» Авган Микаелян: «В 1995 году было принято решение об ее строительстве, но лишь в 2001 году оно было начато. До тех же пор деньги выделялись, а ни одного километра построено не было». Другой пример – «Олимпсторой». «Наступил кризис – «Олимпстрой» снизил сметы на 15%, при этом сказав, что это не конец. Понятно, что есть определенное удешевление стройматериалов, но ведь нельзя это так на 5 лет вперед экстраполировать. Так что очевидно: изначально это был проект с завышенными сметами».
«Бюджеты дорожного строительства у нас даже с учетом климатических факторов заоблачные», – говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. И если мы хотим совершенствовать технологию строительства, то надо начинать именно с ГОСТов и СНИПов, считает экс-депутат Госдумы, бывший член комитета ГД по энергетики, транспорту и связи Николай Ботка: «Это комплексная работа, нельзя начинать шить костюм с пуговицы. Без решения глобальных проблем стандартов это всего лишь удобная тема для спекуляции и болтовни». В Европе обочина – 50 см, и этого всем достаточно, мы же делаем полтора метра и удивляемся, куда же уходят наши деньги, говорит эксперт.
Впрочем, сама по себе нынешняя нормативная база не такая уж плохая. «Безусловно, в нормах очень многое можно и стоит изменить, но решение проблем, на которые указывает президент, лежит в другой плоскости.
Можно сколько угодно говорить о совершенствовании законодательства, но в первую очередь нужно решать проблему его бесчисленных нарушений»,– говорит эксперт Андрей Бекетов. Решить проблему коррупции при реализации инфраструктурных проектов отчасти могло бы привлечение частных инвестиций. За рубежом существуют разные модели финансирования развития инфраструктуры. Чаще всего используется модель частно-государственного партнерства, но все-таки более 60% затрат приходятся на государство. В России все сложнее. «Пока мы не готовы к платным дорогам, нет четких моделей коммерциализации таких проектов», – говорит Сергиевский.
Использование электронных торгов также может снизить издержки на закупку материалов и оборудование. Если ориентироваться на уже существующий опыт, экономия составляет 10–15%, говорит председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. Другое дело, что затраты на материалы составляют всего 30% от себестоимости дороги, так что кроме электронных торгов нужен подробный аудит в сфере дорожного строительства, говорит Сергиевский. Да и коррупция кроется не в «электронности или неэлектронности торгов», а в правилах, которым эти торги должны следовать.
«На настоящий момент законодательство о размещении заказов весьма странное. В нем возможна ситуация, когда конкурс выигрывает поставщик с дешевой ценой, но не имеющий опыта работы. А уже после начала строительного контракта начинаются допсоглашения», – рассказывает директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков.
Кроме того, сейчас система электронных торгов монополизирована, говорит Габестро. Откаты и взятки в ней – частое дело. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, каждый двенадцатый рубль в процессе госзакупок уходит в карманы чиновников в виде откатов за выигранный тендер, говорит исполнительный директор ассоциации Антон Никольский. «Президент говорит одно, а чиновники на местах предпринимают огромные усилия для того, чтобы тема электронных торгов в сфере госзакупок никогда нормально не заработала», – резюмирует Габестро.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии