back b

История компьютерной мышки

Новости компаний
16:26
584 просмотра
Константин Денисов

Имя Дугласа Энгельбарта вспоминается не сразу, а ведь именно он внес огромный вклад в сегодняшний комфорт компьютерных пользователей. Создание гипертекста, видеоконференций, электронной почты… Исследователь не ограничился только этими достижениями и порадовал мир еще одной новинкой – компьютерной мышкой.

Создание мыши было закономерно: менялись виды и габариты компьютеров, и пользователям потребовался удобный манипулятор для работы с объектами – тот, кто будет отдавать команды ПК. Первозданный вид мышки сильно отличался от современных аналогов. Но обо всем постепенно.

Дуглас Энгельбарт

В 1961 году Дуглас сидел на конференции, и в один момент ему пришла в голову идея: а что, если создать устройство, с помощью которого можно будет управлять объектами на экране? Да, клавиатура была, но она не решала все задачи. Так Энгельбарт задумался о создании мышки.

Откладывать идею в долгий ящик исследователь не стал, и в 1967 году он подал заявку на патент. В следующем году Дуглас продемонстрировал работу мыши, выделяя и перемещая слова на экране. Еще через два года Энгельбарт запатентовал устройство, которое из-за длинного провода, напоминающего хвост, и получило такое название.

Отдаленно мышка напоминала современное устройство, но весила она как утюг и имела три кнопки. Прижилась компьютерная мышь не сразу – точность хромала, поэтому было очень просто «промазать». Но главный недостаток был даже не в этом: перемещать манипулятор можно было либо по вертикали, либо по горизонтали – никакой диагонали.

Билл Инглиш

Второй этап в развитии мышки пришелся на 1972 год. Билл Инглиш был ассистентом Дугласа, и именно ему было суждено поработать над эволюцией мыши. Билл и в 60-х годах предлагал вместо дисков использовать металлический шарик, но решение принимал Энгельбарт, а ему такой вариант показался неэффективным. Нововведение Инглиша упростило использование устройства, но все-таки не стало большим прорывом. К тому же контакты быстро окислялись, а манипулятор забивался пылью и грязью.

Xerox

Важной датой в истории манипулятора стал 1981 год: был выпущен ПК Xerox Alto с мышкой в наборе. Устройство стало удобнее и компактнее (его изготовили из пластика), появилось три кнопки. Курсор работал из-за роликов, шарика, за счет вращающегося шарика в СССР такие манипуляторы прозвали колобками. Но и в далеких 80-х обновленная мышь не стала эталонным прибором. Были для того причины:

  • мышь было важно использовать с ковриком, в противном случае на шар попадала пыль, точность курсора пропадала, работа затруднялась;
  • для исправной работы мышки приходилось периодически откручивать панель, доставать и чистить шарик и ролики; поэтому инженеры сразу поняли, что придется дорабатывать конструкцию для легкой чистки и разборки;
  • мышь стоила очень дорого, даже с учетом всех инфляций за эти же деньги можно было купить подержанный автомобиль.

Стив Джобс

Доступной мышку сделал Стив Джобс. В 1979 году изобретатель побывал в музее и узнал, что такое графический интерфейс, разработанный Xerox. Идея управлять ПК манипулятором понравилась предпринимателю, и он решил создать собственную версию.

Мечтой ученого было сделать мышку массовым продуктом. Дизайнерам он дал следующие установки:

  • стоимость мышки не больше 15 $;
  • мышь получается долговечной;
  • водить манипулятором можно по любой поверхности.

В 1983 году Стив выкупил лицензию Xerox и представил собственную мышь, которая шла в наборе с компьютером Lisa. Цена одного прибора составляла 25 $ – расходы на создание были сокращены.

Дизайн манмпулятора от Apple тоже сильно отличался от уже известного Xerox. Вместо трех кнопок Стив предложил одну, но широкую. Нажимать ее можно было сразу двумя пальцами. У корпуса появились скругленные края и ровные линии.

Колесико для прокрутки

Полоса была частью экранного интерфейса. Но позднее инженеры создали отдельный инструмент для скроллинга страниц. Позднее выяснилось, что над данной технологией трудилось несколько мастеров. Вот основные имена:

  • в 1989 году сотрудница Apple представила мышку с горизонтальным колесиком;
  • Джек МакКоули – то же изобретение в тот же период;
  • Эрик Мишельман – в 1996 году сотрудник компании Microsoft – предложил мышку IntelliMouse. Сначала на мышке была третья кнопка, потом она превратилась в колесико для масштабирования изображения и пролистывания текстовых документов. Это была все еще механическая мышь, но она уже работала без коврика.

Дополнительные кнопки

Компании не останавливались на достигнутом, работая над функциональностью мышки. Так стали появляться клавиши под все пальцы.

У всех кнопок были разные функции:

  • изменение чувствительности;
  • воспроизведение видео- и аудиофайлов;
  • управление уровнем громкости;
  • запуск приложений.

Особую популярность мыши с кнопками получили в 2000-х годах благодаря геймерам. Клавиши можно было запрограммировать на любые действия (например, передвигать персонажа), достаточно было установить соответствующие драйверы.

Кнопки помогали не только геймерам, но и офисным сотрудникам. Боковые кнопки помогали запускать браузеры, переходить на любые страницы, возвращаться обратно на старт.

Создание оптической мышки

Первым оптическим манипулятором стал обновленный IntelliMouse: в 90-х годах его производство стало массовым. Ролики и шарик превратились в цифровую камеру и светодиоды: точный курсор без мусора.

В устройстве есть датчик, как камера, и излучатель света. С их помощью стало возможно делать снимки, определяя величину и направление смещения манипулятора по поверхности. Недостатков было немного: некачественная работа на полированных, стеклянных поверхностях.

Появление лазерной беспроводной модели

В 2001 году появился беспроводной манипулятор, а еще через три года – устройство с лазерным сенсором. Изменения были заметны сразу:

  • чувствительность сенсора повысилась в десять раз. Курсор больше не дергался и отображался на экране. Такой манипулятор был совместим с любой поверхностью: исключение – зеркальная;
  • при отрывании пользователем мышки от поверхности лазер отключался автоматически для экономии электроэнергии;
  • корпус мыши напоминал форму руки, расположение кнопок стало комфортнее;
  • манипулятор весил не больше 200 г, поэтому его можно брать с собой в любые поездки. Радовала и автономность – до четырех недель без подзарядки.

Больше экспериментов в дизайне

В 2010-х годах производители делали ставку на изменение дизайна и эргономики мыши – разнообразные оттенки, сглаженные углы, небольшие размеры. В этот период было создано несколько интересных моделей:

  • Palm-grip – ладонь обхватывает всю мышку для надежного контакта с поверхностью;
  • Finger-tip – мышку держат только пальцами для минимального сопротивления с корпусом;
  • Magic Mouse от Apple – корпус без кнопок и управление сенсорной матрицей.

Сегодня в продаже можно найти мышки для управления сразу несколькими компьютерами и мыши для работы с цифровым контентом. С каждым годом появляется больше экзотических манипуляторов: мог бы подумать Энгельбарт, что его изобретение шагнет так далеко?