back b
image

Репетиторство: хорошо или плохо?

Образование
15:21
638 просмотров
Анна Панюшкина

Вчера в ИКЦ обсуждали проблему репетиторства в сфере образования. Принимали участие в данном обсуждении педагоги, школьники, родители, представители министерства образования.

На повестке стояли следующие вопросы:

  • причины обращения к репетитору; 
  • актуальность получения услуги; 
  • эффективность;
  • роль высшего образования;
  • альтернатива репетиторству.

Первой выступающий была Евгения Богданова (преподаватель и репетитор по английскому языку). Евгения отметила, что сейчас английский язык изучается как русский, дети учат правила, грамматику, а вот как правильно общаться - нет. Поэтому многие обращаются к репетиторам, так как ребенок может не только подготовиться к сдаче экзамена, но и научится разговаривать на английском. Родители должны понимать, зачем английский язык нужен ребенку именно сейчас, особенно когда дети начинают заниматься в маленьком возрасте. 

Далее обсуждался момент, связанный с налогом на профессиональный доход. Следующим выступающим был Андрей Юрьевич Ламакин, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области. Он отметил, что сейчас самозанятых в Калужской области зарегистрировано только 5000 тысяч человек, репетиторов среди этого числа мало. Хотя платить надо только 4-6 %,  и можно будет быть спокойными, что налоговая не придет. Так же он отметил, что  потребители (родители) данной услуги смогут просить фискальный чек от репетитора, ведь потом они могут сделать вычет за образование. 

Поднимался так же вопрос, является репетиторство ударом по бюджету родителей. Ольга Владимировна Коробова, Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области, рассказала, что обращалась к репетиторам когда её ребенок сдавал экзамены, так как были пробелы по обучению и надо было их закрыть, и как родители они приняли удар на свой кошелек.  Ольга Владимировна рассказала, что когда она сдавала экзамены, репетиторов не было. Она считает, что сейчас за детей все решают родители, они делают свой "проект" из детей, реализуют какие-то свои потребности. Сейчас подготовка к экзаменам - это общая задача родителей и детей, но, к сожалению, в наше время идет гонка не за знаниями, а за баллами.

Интересно было послушать мнение учеников: можно ли сдать экзамены без репетитора? 

Анна, ученица школы №14: "Конечно возможно сдать без репетитора. Я училась в школе одаренных детей, смотрела онлайн курсы, а если мне не поняты какие-то вопросы, то я подхожу к учителям и уточняю это."

Владимир, 23 школа: "У меня не было репетитора, но, касаемо английского языка, то в данном предмете он очень нужен. Большинство остальных предметов можно сдать, особенно социально-гуманитарные."

В дискуссию вступила мама одной из учениц:

"У нас при подготовке к экзаменам в 9 классе не было ни одного репетитора. Ребенок сдал практически на максимальный балл - 39 из 40 (английский язык), поэтому большое спасибо преподавателям 24-й гимназии."

Но все таки была и другая точка зрения. Татьяна Скрылева, репетитор английского языка, рассказала что когда готовила ученика к ОГЭ, учитель им сказала: "Все вы ведь ходите к репетиторам, вот пусть они и дадут вам бланки". Конечно, многие из тех, кто сидел в зале возмутились: учитель не мог такого сказать ученику и все это не правда.

Какие предметы сложно сдавать? Это вопрос важен не только для учеников и родителей,  здесь важно было выслушать мнение учителей.

Юлия Вячеславовна, учитель физики в школе №15, отметила что сложных предметов нет. Можно подготовиться и в школе, своих учеников она готовит по индивидуальному плану, проводит факультативы. В этом году ее ученики сдали ЕГЭ на 85 баллов.

Татьяна Куликова, учитель истории в гимназии №24, рассказала, что надо много трудиться в стенах школы. Родители не должны отдавать детей на попечительство репетиторов, нужно вместе учить уроки. Ведь главная задача учителя в том, чтобы дети стали достойными гражданами страны.

Михаил Посполита, учитель информатики: "Информатику можно сдать без репетитора, здесь важны 3 компонента: учитель, ученик и родители. Альтернатива репетиторства весьма сложный вопрос, это 2 ветки которые существуют параллельно. Родители хотят переложить свои обязанности на репетитора".

Заключительное слово предоставили министру образования и науки Калужской области Александру Сергеевичу Аникееву. Министр выделил причины, по которым обращаются к репетиторам:

1. Рост популярности высшего образования связан с представлением об успешном человеке. Требования в ВУЗах увеличиваются, но способности детей ведь разные, а запросы порой бывают высокие. Мощная конкурентная среда среди ВУЗов приводит к единственному пути - это ЕГЭ. Начинается погоня за баллами, реальные пути к поступлению просто отрезаны. Сейчас в школе много отстающих детей, они берут себе репетиторов, чтобы просто сдать ЕГЭ, и это норма. Они сперва 9 лет не учатся, а потом решают пойти в 10-й класс и, естественно, берут репетиторов. 

2. Проблема обучения в школе. Учителя всегда хотят больше часов, но не в этом дело. Проблема в программе и цели обучения. Конечно есть и учителя которые плохо работают. К сожалению, отсутствует индивидуальный подход к ученикам. Учителя стараются ориентироваться на слабоуспевающих или "среднячков". Школьная программа не позволяет углубленном изучить все. К тому же, мало кто уделяет время для повторения материала.

"Сейчас какая-то мода на репетиторство, это атрибут статуса. Попытка снять ответственность за обучение детей. Стоит задуматься эффективно ли репетиторство? Репетиторство эффективно не всегда, если ребенок не замотивирован, то результат будет нулевой. Репетиторство нужно направлять в законодательное русло. Подготовка к ЕГЭ - это не задача школы. Мы даем нормальное школьное образование", - резюмировал министр.

На этих словах закончилась дискуссия. Проблема репетиторства сейчас очень актуальна, ведь ЕГЭ с каждым голом все усложняется. 

Фото: Министерство образования Калужской области.